Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Русский швейцарец Михаил Шишкин знаменит прежде всего своими серьезными историко-философскими романами — и активным неприятием нынешней России, в которую, по его словам, он уже пять лет принципиально не ездит. Россия, впрочем, снисходительна к своему блудному сыну — и книги Шишкина по-прежнему доходят до русского читателя. Шишкин, каковы бы ни были политические разногласия, признается практически всеми одним из самых тонких стилистов современной русской литературы — чему свидетельством и этот сборник эссе, который критик Лидия Маслова выбрала как книгу недели специально для «Известий».

Михаил Шишкин

Буква на снегу: три эссе

М.: Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. — 184 с.

В сборнике из трех эссе Михаила Шишкина в качестве «коренного» рысака, о котором речь идет посередине, выступает Джеймс Джойс — писатель наиболее знаменитый и успешный, по обывательским понятиям. Впрочем, автор сборника последовательно проводит идею плохой совместимости этих понятий с большим литературным талантом, а самого писателя, «человека книги», противопоставляет так называемому «нормальному человеку». Еще более трагично, чем в рассказе о слепнущем Джойсе, это противопоставление воспринимается в судьбе двух «пристяжных» героев сборника: открывает книгу швейцарский модернист первой половины прошлого века Роберт Вальзер, а завершает «русский Свифт» Владимир Шаров, умерший в августе прошлого года.

Чужие, расхожие и мало что объясняющие ярлыки, такие, как «русский Свифт», «король всех фланёров, настоящий гений праздношатания» (о Вальзере), «один из самых загадочных современных писателей» (о Шарове), Михаил Шишкин цитирует с прохладной дистанции или с явным неодобрением: у него своя хитрая система сопоставлений, параллелей и перекличек. Одна из важных фигур в ней — Андрей Платонов. Казалось бы, какие вообще возможны сравнения между Платоновым и кем бы то ни было, — однако Шишкин находит способ убедительно связать его и с Вальзером («Если искать Вальзеру соответствия среди русских — это Платонов. Таких писателей порождает сам язык — полуграмотная риторика расстрельных приказов или гирлянды конторского волапюка, не имеет значения»), и с Шаровым («Ты вырос, как на дрожжах, на «Котловане» и «Чевенгуре», прочитанных в отрочестве. Платонов как обнял тебя тогда, так больше и не отпустил. Речь, разумеется, не о языке, а о невероятной тяге, которую создает его проза»).

Михаил Шишкин

Михаил Шишкин

Фото: flickr.com/Heinrich-Böll-Stiftung

Выявление влияний и классификация течений — не самый любимый инструмент Шишкина, который связывает своих трех героев с помощью лейтмотивов, так или иначе прослеживающихся в жизни и творчестве каждого. Прежде всего, это принципиальная для Шишкина дихотомия — писательство «как обслуга» и «как болезнь». В первом случае литератор вполне способен обеспечить себе безбедное существование, продавая текстовые услуги и умея угадывать вкусы публики и издателя, или, если угодно, «нерв времени». Во втором же, куда менее удобном для писателя, варианте, литература — единственный способ проживать эту жизнь, практически исключающий возможность идти на компромиссы с потенциальным читателем. В эссе «Вальзер и Томцак» Шишкин цитирует фразу из вальзеровского письма: «В нынешние времена каждая мать должна радоваться, если ее сын не проявляет никаких наклонностей к писательству и т. п.» — после чего с горькой иронией добавляет: «Похоже, любая мать будет этому рада в любые времена».

В этой картине мира настоящий писатель может материально процветать лишь иногда, при крайне удачном стечении редких обстоятельств, а вообще сводить концы с концами — это естественный для писателя образ жизни. «Привычной системе ценностей мира сего противопоставляется обратная, в которой деньги, общественный успех, погоня за престижем — ничто. Прогулка — всё. Прогулка пера по бумаге», — пишет Шишкин о Вальзере, чьи тексты окружающим были не нужны и заработка не приносили, несмотря на восторженные отзывы критиков. Ненужными в момент появления, в том числе и из-за начала Второй мировой, оказались и «Поминки по Финнегану», которым посвящено эссе «Больше, чем Джойс». Парафраз евтушенковского афоризма «Поэт в России больше, чем поэт» Шишкин использует, устанавливая связи ирландского гения с русской культурой — Анной Ахматовой, Сергеем Эйзенштейном и Владимиром Набоковым. Последнему, при всем уважении, автор сборника немного пеняет еще в первом эссе о Вальзере за «поддавки с читательскими ожиданиями»: «Набоков всю жизнь пытался играть по стандартным правилам литературы: строил замысловатый сюжет, лепил человекоподобных героев». Несомненно, Шишкину гораздо милее писатели, к подобным поддавкам неспособные по самой своей природе, как тот же Джойс, 20 лет живший безбедно за счет лондонской меценатки Харриет Уивер, фанатки «Улисса», которая, увы, «Поминки по Финнегану» не оценила и свою спонсорскую поддержку сильно урезала.

Третье эссе сборника, «Бегун и корабль» — более личный текст мемуарно-эпистолярного характера, с обращением к другу и единомышленнику Владимиру Шарову на «ты», с фрагментами кухонных разговоров («Вот ты намазываешь круассан джемом и говоришь о том, что воспринимаешь Библию именно буквально») и переписки в «аутлуке» — «хранителе времени и слов». В случае с «городским сумасшедшим» Робертом Вальзером, Михаил Шишкин говорит о «будничности юродства», и своего друга Владимира Шарова в самом лестном смысле слова называет юродивым на обочине литературного мейнстрима, не забывая магистральную идею сборника: лучший писатель — тот, кто отказывается от «литературы», то есть от шаблонов, по которым она должна создаваться.

Всё тот же проклятый вопрос о необходимости издаваться и продаваться, от которой страдал Вальзер, так и не сумевший понравиться широкому читателю, в эссе о Шарове иллюстрирует яркий эпизод встречи с известным французским славистом Жоржем Нива — хоть человек культурный, элегантный и обаятельный, знает толк в настоящей литературе, но всё равно неприятный осадок остается. «Мне запомнилось, как Жорж на минуту вышел из-за стола, а ты сидел какое-то время молча, глядя перед собой в тарелку, и вдруг сказал с горечью: «Чувствую себя как проститутка, которая хочет, чтобы ее купили». Понимая чувства Шарова, Шишкин добавляет, судя по всему, о наболевшем: «Ко всем писательским унижениям нам, русским, добавлены еще и слависты. Мало того, что мы — заложники издателей, переводчиков; мы зависим еще от славистов, которые должны объяснять издателям, кого печатать из русских, а кого нет. И достаточно, чтобы пару раз переводы принесли одни убытки, издатель этому слависту уже не поверит». Тему писательской проституции в «Бегуне и корабле» не без блеска продолжает микроочерк нравов «Русские писатели-лизоблюды позорятся на приеме в Елисейском дворце», в которой автор серьезной и изощренной историко-философской прозы проявляет себя и как одаренный сатирик-фельетонист.

Читайте также
Прямой эфир