Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Кинематографисты на литературном поприще тяготеют к мемуарному жанру, церковнослужители, естественным образом, — к назидательному. Иван Охлобыстин, совмещающий обе профессии, пишет романы — но при этом не чужд ни воспоминаниям, ни проповеди. Критик Лидия Маслова прочитала новейшее творение Ивана Ивановича и вынесла суждение — специально для «Известий».

Иван Охлобыстин

«Улисс»

М:. Издательство АСТ, 2019. — 288 с.

Обложка новой книги Ивана Охлобыстина «Улисс» украшена сзади аннотацией, начинающейся в несколько издевательском тоне: «Если вы подумали, что перед вами роман Джойса, то это не так». Поскольку некоторые из нас имели случай пролистать одноименный джойсовский роман и примерно помнят, что он как минимум раз в пять толще и тяжелее, то у нас и в мыслях не было, что неугомонный ирландец встал из гроба для создания ремейка или что, упаси Посейдон, старик Гомер снова надул тугие паруса. Тем более, что в аннотации секрет названия и разъясняется без лишних проволочек: Uliss — это старинные каминные часы с уникальным музыкальным механизмом, созданные любимым учеником Леонардо да Винчи. В швейцарском прологе их собирается купить за несусветную каббалистическую сумму главный герой, 54-летний русский часовщик, готовый ради этого продать дом отца, тоже выдающегося мастера часовых дел, недавно утонувшего в дачном озере при загадочных обстоятельствах, — начиная с пропажи утопленного тела.

Читатели, хоть раз державшие в руках предыдущие издания беллетристики Ивана Охлобыстина, где обычно изображены брутальные мужские физиономии, будут, вероятно, немного удивлены нежной обложкой «Улисса» с каким-то юным кудрявым андрогином, томно прикрывшим глаза, и карманными часами, полуутопленными не то в песке, не то в воде, как морская мина. Поверх красоты выведено округлым девичьим почерком: «задумчивый роман». На фоне связанных с волшебными часами перемещений во времени и одиссеи по альтернативным версиям реальности «Улисс» рассказывает love story, завязка которой происходит в непростом дачном кооперативе, где «нет времени, здесь всё всегда».

Иван Охлобыстин

Иван Охлобыстин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Дача вообще один из любимых локейшенов Охлобыстина, написавшего обширный корпус колонок в жанре «дачное поверье», и действительно, с драматургической точки зрения очень удобно, когда вдруг перестают ловить мобильные телефоны и надолго выключается электричество, зато запас оставшегося в наследство от папы самогона и не собирается иссякать. При таком раскладе герою ничего не остается, как сблизиться с дачной соседкой, матерью семейства, парящейся по поводу ипотеки, а в параллельной действительности оказывающейся всемирно известной оперной дивой, на ходу формирующей дерзкий план перетащить певичкины бриллианты в прошлую жизнь, чтобы расплатиться с банком.

Хотя широкой публикой больше востребован имидж Ивана Охлобыстина как насмешника, грубияна и провокатора (см. сериал «Интерны»), однако лирический герой его книг — неисправимый романтик, попадающий в нештатные ситуации преимущественно из-за готовности в любой момент заворожиться очередным женским фантомом (нечто подобное происходит и в предыдущем охлобыстинском опусе — «Запах фиалки», про журналиста, испытывающего на войне в Сирии сильнейшее любовное переживание при встрече с местной принцессой-врачом). Но это не вульгарный тестостерон играет, а душа тянется к высокому и несбыточному, обещающему лазейку из надоевшей повседневности, которая у героя «Улисса» по форме хоть и приближается к идеальной, но по содержанию — «какая-то бессмыслица» и «вечное ожидание завтрашнего дня».

Продолжая эту тему в литературном творчестве И.И. Охлобыстина, нельзя не упомянуть одну из его вершин — сценарий «Даун Хаус» по роману Достоевского «Идиот», подвергшемуся нещадному ироническому остранению, но тем не менее тема чистейшей божественной любви князя Мышкина к Настасье Филипповне от этого высветилась лишь ярче и свежее.

Диалоги «Улисса», особенно романтические, лучше читать, держа перед мысленным взором лучшие образы Ивана Охлобыстина как артиста кино и слышать реплики с его интонацией и грассированием. Например, блистательный Рогожин из «Даун Хауса» отчетливо вспоминается во время такого диалога:

Автор цитаты

«— Что у вас?

— Отчаяние, — коротко признался Павел.

— Могу чем-нибудь помочь? — искренне сказала Елизавета.

— Можете, — неожиданно согласился он и уточнил, — Отдайтесь мне. Наденьте бриллианты на голое тело и отдайтесь. Вас здесь ничего не сдерживает. Женщина вы состоятельная, можете себе позволить».

Ближе к финалу книги даже возникает что-то вроде саспенса — отопрет ли Елизавета отчаявшемуся часовщику спальню президентского люкса гостиницы «Континенталь» или так и проспит в альтернативных бриллиантах незадавшуюся ночь любви. Но гораздо интересней следить не за развязкой мелодрамы, а за тем, с какой легкостью Охлобыстин, способный устно импровизировать на любые темы, в своей писательской ипостаси нанизывает слова в гирлянды, не заботясь о неотразимом художественном эффекте или небывалой оригинальности сюжетов и характеров, но иногда как бы невзначай рождая словесные сочетания, вызывающие непреодолимое желание включить их в повседневный обиход.

Чтобы не по-джойсовски лаконичный «Улисс» не показался слишком быстро закончившимся, книгу в качестве бонуса дополняет раздел «Записки на полях и лесах (очерки душевной жизни)», где по примеру многих рачительных литераторов Охлобыстин собрал кой-какие старые эссе и колонки из периодики, которые и прежде, кажется, уже выходили под одной обложкой, однако от лишнего исполнения на бис хуже не становятся.

Взять, например, апокриф о приключившемся с автором во время срочной армейской службы случае непреднамеренного каннибализма, имеющий все признаки откровенной брехни, да именно под таким заголовком — «Вкус. Откровенная брехня» — и фигурирующий. Ключевое слово тут — «откровенная», и оно смягчает негативные коннотации термина «брехня» в глазах поклонников Ивана Охлобыстина не как мастера тонкой психологической прозы, а как философа-трикстера, да и еще шире — как явления природы.

Читайте также
Прямой эфир