Вагнеровский фестиваль уволил художника, неравнодушного к свастике


Администрация одного из главных оперных форумов мира — Байрёйтского фестиваля — объявила о расторжении контракта с художником и режиссером Йонатаном Меезе, который должен был поставить в 2016 году последнюю оперу Вагнера — семичасовой (с двумя антрактами) спектакль «Парсифаль».
Пресс-секретарь фестиваля Петер Эммерих заявил «Известиям», что причины расставания — исключительно финансовые.
— С самого начала подготовки к спектаклю «Парсифаль» возникли серьезные финансовые проблемы, связанные с производством декораций и костюмов. Продолжение работы над этим проектом привело бы к значительному перерасходу бюджета, что для Байрёйтского фестиваля неприемлемо, — объяснил пресс-секретарь со ссылкой на коммерческого директора фестиваля Хайнца-Дитера Зензе.
Объяснение убедительное: Меезе не относится к тем художникам, которые считают каждую копейку в ущерб собственной фантазии. Непонятно лишь, почему Байрёйт терпел так долго, если финансовые трудности были очевидны изначально.
Сам художник, не тратя времени, назвал политику Байрёйта «лживой и циничной».
— В Байрёйте давно уже не идет речь об искусстве. Там думают о самосохранении, собственной мощи и борьбе за утрачиваемое влияние, — сказал Меезе, еще недавно гордый своей причастностью к вагнеровскому фестивалю.
Многие вслед за художником склоняются к тому, что мотивы разрыва лежат по крайней мере не только в финансовой плоскости.
Вполне вероятно, что, увидев проект Меезе, администрация в очередной раз испугалась за репутацию некогда любимого фестиваля Гитлера. Йонатан Меезе известен своим неравнодушием к нацистской символике. Художник утверждает, что использует ее исключительно как художественное средство без привязок к какой-либо идеологии. Байрёйту он обещал, что «Парсифаль» обойдется без свастики, но что получилось в реальности, широкая публика вряд ли узнает.
В прошлом году в Германии состоялся громкий суд над Меезе за гитлеровское приветствие, которое он дважды позволил себе на конференции в Касселе. В итоге художник победил: его адвокатам удалось доказать, что жест был актом искусства, а не политическим высказыванием.
Околофашистские скандалы стали вечным проклятием Байрёйта. Любимый фестиваль фюрера, служивший фасадом нацистской культурной политики, уже почти 70 лет «отмывается» от наследия Третьего рейха. В 2012 году под стенами театра даже была организована выставка «Безмолвные голоса», посвященная репрессиям байрёйтских музыкантов-евреев.
В то же время баритон Евгений Никитин, который должен был стать первым российским солистом за всю полуторавековую историю Байрёйтского фестиваля, под давлением снялся с премьеры «Летучего голландца». Причина — обнаруженная журналистами на юношеском видеоролике Никитина татуировка в виде свастики. Ни публичные извинения, ни признания в том, что тату давно затерто и закрашено, не убедили организаторов возобновить ангажемент.
Йонатан Меезе — один из самых обсуждаемых немецких художников своего поколения. На его счету более полусотни персональных выставок. Москвичи могли оценить труды Меезе в 2005 году (экспозиция «Доктор Дракула» в галерее «Риджина») и в 2013-м («Дитя тропической Аляски» в «Риджине» и «Эрц-генерал Красный Парсифаль» на «Красном Октябре»). Работы Меезе, которого искусствоведы относят к представителям нового акционизма, перенасыщены символами, пришедшими из древнегерманского эпоса, нацистской среды и поп-культуры. Арт-объекты Меезе экспонируются в Центре Помпиду в Париже, Галерее Саатчи в Лондоне и других мекках современного искусства.
В 2010 году Йонатан Меезе создал сценографию для мировой премьеры оперы Вольфганга Рима «Дионис», состоявшейся на Зальцбургском фестивале. Байрёйтский «Парсифаль» должен был стать дебютом Меезе в качестве режиссера-постановщика масштабного оперного спектакля.
Вагнеровский фестиваль, как заявил «Известиям» его пресс-секретарь, уже начал поиск новых кандидатов на место Меезе. Оперный форум в Байрёйте существует с 1882 года и проходит в театре, построенном специально и исключительно для исполнения музыкальных драм Вагнера. Еще недавно очередь на билеты в Байрёйт составляла 8–10 лет, в последние сезоны она сократилась. По традиции на открытии фестиваля присутствуют первые лица Германии (в 2014 году канцлер Ангела Меркель впервые за много лет отменила приезд).
Русские певцы не пели в Байрёйте никогда. Теперь, после скандала с Евгением Никитиным, отечественной дебютанткой на фестивале Вагнера должна стать не имеющая на теле татуировок Анна Нетребко — она согласилась спеть партию Эльзы в «Лоэнгрине» в 2018 году.