Постановщика оперы Вагнера «Парсифаль» судят за нацистское приветствие


Германия следит за резонансным судебным процессом, который в очередной раз ставит перед страной самый больной вопрос: что делать с гитлеровским наследием? 4 июня 2012 года на конференции «Мания величия в искусстве» в Касселе 43-летний художник Йонатан Меезе дважды поднял руку в нацистском приветствии. Теперь за неосторожные жесты ему грозит до трех лет тюремного заключения.
Как сообщает Stern.de, суду пришлось столкнуться с весьма нетривиальной задачей: выяснить, являлся ли «хайль» Меезе актом искусства или нет. Художник, разумеется, настаивал на первом. Защита предложила провести опрос среди посетителей конференции и выяснить мнение большинства. Суд ходатайство отклонил, пояснив, что глас народа «не поможет определить, являлся ли жест искусством». Тем не менее к концу второго дня слушаний судья заявил, что солидарен с Меезе и готов воспринять вздернутую руку как часть перформанса. Теперь Фемиде предстоит положить на одну чашу весов свободу искусства, на другую — так называемую охрану правовых ценностей. И решить, что важнее. Вердикт по делу, как ожидается, будет оглашен в августе.
Особую пикантность процессу придает тот факт, что в 2016 году Меезе предстоит трудиться на знаменитом Байрёйтском фестивале: он будет не только художником, но и режиссером-постановщиком пятичасовой музыкальной драмы Вагнера «Парсифаль».
Околофашистские скандалы стали вечным проклятием Байрёйта. Любимый фестиваль фюрера, служивший фасадом нацистской культурной политики, уже почти 70 лет «отмывается» от наследия Третьего рейха. В прошлом году под стенами театра даже была организована выставка «Безмолвные голоса», посвященная репрессиям байрёйтских музыкантов-евреев. В то же время баритон Евгений Никитин, который должен был стать первым российским солистом за всю полуторавековую историю Байрёйтского фестиваля, снялся с премьеры «Летучего голландца». Причина — обнаруженная журналистами на юношеском видеоролике г-на Никитина татуировка в виде свастики. Ни публичные извинения, ни признания в том, что тату давно затерто и закрашено, не убедили организаторов возобновить ангажемент.
В истории с Меезе вагнеровцы пока сохраняют нейтралитет. В пресс-службе Байрёйтского фестиваля «Известиям» сообщили, что администрация примет решение о дальнейшей судьбе «Парсифаля» после того, как суд огласит вердикт.
— На данный момент Йонатан Меезе не признан виновным, поэтому мы не можем комментировать вопрос о его будущем сотрудничестве с фестивалем, — сказал собеседник «Известий».
Согласно параграфу № 86а действующего Уголовного кодекса Германии, нацистское приветствие запрещено как один из «символов неконституционных организаций». Ненаказуемы фашистские жесты только в том случае, если они демонстрируются в целях просвещения, содействия искусству, науке, исследованиям или преподаванию. В остальных ситуациях за вздернутую вверх руку немцу может грозить штраф либо лишение свободы сроком до трех лет. По сообщениям прессы, только в немецкой армии ежегодно фиксируется до 150 нарушений пресловутого закона.
Йонатан Меезе — один из самых обсуждаемых немецких художников своего поколения. На его счету более полусотни персональных выставок. Москвичи могли оценить труды Меезе в 2005 году (экспозиция «Доктор Дракула» в галерее «Риджина») и в 2013-м («Дитя тропической Аляски» в «Риджине» и «Эрц-генерал Красный Парсифаль» на «Красном Октябре»). Работы Меезе, которого искусствоведы относят к представителям нового акционизма, перенасыщены символами, пришедшими из древнегерманского эпоса, нацистской среды и поп-культуры. Арт-объекты Меезе экспонируются в Центре Помпиду в Париже, Галерее Саатчи в Лондоне и других мекках современного искусства.
В 2010 году Йонатан Меезе создал сценографию для мировой премьеры оперы Вольфганга Рима «Дионис», состоявшейся на Зальцбургском фестивале. Байрёйтский «Парсифаль» должен стать дебютом г-на Меезе в качестве режиссера-постановщика масштабного оперного спектакля.