Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Мельпомена за решеткой: Бахрушинский музей поместил театр в клетку

ГЦТМ открыл закулисье для всех желающих
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Коровин в опере, Мейерхольд в ящике и царские кафтаны из церкви… Свое 125-летие Бахрушинский музей решил отметить выставкой ТЕАТР.RUS в Новом Манеже, которая больше напоминает инсталляцию современных авангардистов.

Бесцеремонное представление

Оригинальность вечно напудренного и напомаженного главного театрального музея страны сбила с толку даже самых заядлых поклонников Мельпомены. Автор проекта Вера Мартынов (фамилия без женской «а») предложила приоткрыть для всех желающих закулисье театра. Но сделала это не гламурно, а по-рабочему. Войдя в помещение, зрители видят коридоры из металлических клеток от пола до потолка. За решетками экспонаты, причем принцип их компоновки определить затруднительно. Костюмы, парики, украшения, старые газеты, афиши Большого и Камерного театров, декорации спектаклей Малого театра, макеты к мейерхольдовским постановкам, конферансье Эдуард Апломбов из «Необыкновенного концерта»...

Последнему джентльмену — 73 года. Ровно столько спектакль идет в Театре кукол Образцова. Но по театральным меркам это ничто. На выставке есть 800-летние скоморошьи маски из запасников Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. В другой клетке — сапоги-скороходы в окружении лаптей, черевичек, сапожек и туфелек от 33-го до 46 размера. Шелковые балетные туфли легендарных Фанни Эльслер и Адель Дюмилатр представлены в не столь брутальных условиях. Вместе с веерами, корсетами, театральными биноклями, фотографиями Станиславского, Вахтангова, Чехова и Мейерхольда они выставлены в витринах под стеклом.

— Открывая выставку, мы отдаем дань любви и уважения Алексею Александровичу Бахрушину, — рассказал «Известиям» гендиректор театрального музея Дмитрий Родионов. — В конце позапрошлого века он озаботился судьбой, казалось бы, незначительных для современников артефактов. А впоследствии из них выросла коллекция национального и даже мирового масштаба. Музей Бахрушина представил на выставке очень небольшую часть своего богатейшего 1,5-миллионного фонда. Но это ни много ни мало 2 тыс. предметов из нашей коллекции и собраний музеев-партнеров — Костромы, Ульяновска, усадеб «Архангельское», «Останкино».

Назад в будущее

Кому-то под завязку набитые скарбом клетки покажутся нагромождением: Коровин, Бенуа, Мейерхольд не могут соседствовать с обшарпанной лестницей или побитым молью кафтаном. Но именно такое соседство снимает пафос. Как считает куратор выставки Наталья Пивоварова, гламур не дает ощущения драматизма русского театра. Прелесть этой экспозиции в том, что в ней сочетается несочетаемое.

В хранилищах Бахрушинского музея можно было бы найти тысячи красивых картинок, которые представили бы русский театр в глянце, — поделилась с «Известиями» Наталья Пивоварова. — Но наш театр всегда находился между молотом и наковальней. Битый, терроризируемый, цензурируемый... Когда на выставке великое существует рядом с заурядным — это важно.

В выставочном пространстве много входов и выходов. Экспонаты представлены не в хронологическом порядке. Из современного театра можно запросто попасть в придворный театр царя Алексея Михайловича. Объекты соединяет запутанный лабиринт, в который можно зайти с любой точки. Это принципиальная концепция. Нельзя сказать, что театр прогрессирует, улучшается, преодолевает малое ради большого. Театр — это просто театр. Всё в нем ценно, для каждого его проявления находится свой благодарный зритель. Вот и нетривиальное экспозиционное пространство продиктовано любовью организаторов к театральным деятелям. А еще пониманием условий, в которых им приходится работать.

Вера Мартынов считает, что у выставки могло быть альтернативное название «#хранитьнегде». А раздел, посвященный костюмам, художник назвала «круговорот парчи в природе».

Раньше цари свои старые наряды отдавали церкви, — объясняет куратор. — Там одежду с царского плеча использовали для изготовления одеяний священнослужителей. А после 1917 года церковная одежда стала не нужна, и из нее шили театральные костюмы… царей.

Под скрип колес

Художник Яна Бойцова создала для экспозиции световую партитуру. Театральный лабиринт она рассматривает как спектакль длиною в четыре века. Звукорежиссер Алексей Титов, в свою очередь, придумал оригинальный саунд.

— В разделе «Авангард» посетитель услышит звуки стройки, той самой, которая несколько дней назад шла при монтаже выставки, — пояснила Вера Мартынов. — XVII и XVIII века сопровождаются звуками русской деревни. Посетители услышат скрип телеги, пение птиц, шум дождя и даже сморкание мужика.

Выставка стала заслуженным подарком к 125-летию Бахрушинского музея. Но любому хранилищу приятно не только демонстрировать свои закрома, но и пополнять их. В день рождения музей получил работы театрального художника Валентины Смирновой. Их передал Бахрушинскому бывший солист Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Андрей Шавель.

Экспозицию, посвященную юбилею крупнейшего театрального музея страны, можно назвать громким аккордом, приуроченным к окончанию Года театра. Желающие попутешествовать по закулисью и оценить эволюцию российского театрального дела, могут бесплатно посетить выставку ТЕАТР.RUS в Новом Манеже до 8 января включительно.

Читайте также
Прямой эфир