Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Сквозь тусклое «Стекло»: новый фильм Шьямалана считают катастрофой

Ясности сюжетной линии режиссер «Неуязвимого» и «Сплита» предпочел интеллектуальный лабиринт
0
Фото: WDSSPR
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В прокат вышло «Стекло» одного из самых модных режиссеров последних десятилетий М. Найта Шьямалана, и многие уверены, что это самый грандиозный провал в образцовой карьере кинематографиста, мастера мистики. Хотя всё, как водится, куда сложнее, чем кажется.

«Стекло» — финальная часть трилогии, начатой «Неуязвимым». Как мы помним по финалу предыдущей части — «Сплит», Зверь вырвался на свободу, и его поддерживает Орда. Причем и Зверь, и все члены Орды, а также ее противники — множественные личности внутри одного человека по имени Кевин, страдающего особой формой биполярного расстройства. Пока Зверь ищет очередных жертв, по городу бродит пожилой человек в плаще с капюшоном — Дэвид Данн из «Неуязвимого», тот самый, который верил в свою невероятную физическую силу.

За прошедшие годы он окончательно превратился в кого-то вроде Бэтмена — стал ночным кошмаром всех преступников мегаполиса. Он невероятно силен. Когда их обоих бросают в спецпсихушку, там уже содержится еще один суперчеловек — Элайджа Прайс, антагонист в «Неуязвимом». Симпатичная женщина-психиатр на каждом сеансе пытается доказать всем троим, что они никакие не супергерои. Мол, это им только кажется, что у них какие-то особые способности. И она очень убедительна...

Выпущенный 19 лет назад «Неуязвимый» не стал коммерческим хитом, пусть и снискал себе со временем уважение киноманов. Зато много лет спустя успех завоевал «Сплит», психологический триллер с открытым финалом. Теперь перед нами «Стекло», где делается заявка на полноценную «вселенную» в духе «Мстителей» или «Людей Икс». По крайней мере, признаки этой «вселенной» присутствуют: повсюду в экранном мегаполисе мерещатся персонажи, до поры скрывающие своих демонов, но готовые выпустить их на свободу при случае. Легко можно представить сколько угодно продолжений «Стекла», включая спин-оффы и приквелы. Другое дело, что их теперь не будет, потому что весь мир уже ненавидит эту ленту.

Причина неприязни кроется в том, что Шьямалан решил сделать метафильм, деконструировать самый кассовый жанр, размножив его в многочисленных перспективах: название «Стекло» отсылает не только к прозвищу Элайджи Прайса, но и к призмам, сквозь которые зрителю предлагается наблюдать за происходящим. Две из них даны вообще вне «Стекла» — это, собственно, две предыдущие части «трилогии», сильно отличающиеся друг от друга. Третья — условный конфликт Героя и Злодея, который должен развиваться в рамках жанровых канонов. То есть должны быть микробои, временная потеря сверхсилы, угроза близкому человеку, подготовка массового теракта и, конечно, большой финальный бой.

Но дальше Шьямалан (он, как водится, появляется в маленьком камео, чтобы поставить таким образом авторскую подпись) начинает исследовать каждый элемент повествования и дробить «стекло» на «стеклышки». Часть действия, например, происходит в бутиках комиксов, где гики обсуждают жанровые каноны, и выясняется, что персонажи «Стекла», сами того не подозревая, являются марионетками в руках загадочного кукольника. Последним может быть как режиссер, так и некая другая сила или, возможно, сами герои. Другая линия — попытка последовательно «разоблачить» их при помощи классического психоанализа. Будто нет ни Зверя, ни суперсилы, а есть детские травмы, которые со временем превратились в мании и фобии. Кроме того, существует еще и «реальный» мир, в котором действующие лица — «реальные» люди, не поддающиеся любым попыткам уложить их в прокрустово ложе любых схем.

Зрители и критики в бешенстве: они ждали увлекательного рассказа, а получили сеанс препарирования, интеллектуальный лабиринт, страшный сон фаната комиксов. Но, как ни странно, именно этот метод выводит Шьямалана на другой уровень, приближая его (хотя бы отчасти) к авторам уровня Содерберга или даже фон Триера. Проблема лишь в том, что «Стеклу» не хватает стройности, ясности и самоиронии, чтобы этот эффект работал на фильм, а не против него. Так что поклонники Шьямалана уже сжигают его портреты, не в силах справиться с эмоциями. Хотя, может, он этого и добивался.

 

Читайте также
Прямой эфир