Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Мексиканские страсти: выставка в Манеже посвящена любви Фриды и Диего

Некоторые работы великой пары экспонируются в Москве впервые
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Открытая в Московском Манеже петербургским Музеем Фаберже экспозиция «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний» претендует на статус одной из главных выставок года. И дело не только в выборе площадки и даже не в количестве работ, не демонстрировавшихся в России. Сама тема и подход к повествованию напоминают голливудский блокбастер.

Публика любит персонажей ярких, трагических, проживших немногие отведенные судьбой годы «на разрыв аорты». История Фриды будто создана для киновоплощения — недаром такой успех имел байопик с Сальмой Хайек в главной роли. Но еще больше этот сюжет подошел бы для мыльной оперы.

В 14 лет влюбившись в Диего Риверу и создав с ним семью в 22 года, Фрида то уходила от него, то возвращалась. Он бесконечно изменял ей, она же пыталась найти утешение в объятьях других мужчин, в том числе Льва Троцкого. На любовные перипетии накладывались физические страдания: в юности попав в автокатастрофу, Фрида безуспешно пыталась исправить ее последствия, самым страшным из которых оказалась невозможность иметь детей.

Ее картины невозможно воспринимать в отрыве от судьбы. Чисто художественное здесь отходит на второй план, в центре внимания — обжигающая искренность исповеди. Поэтому лучшего контекста для ее творчества, чем работы Диего, не придумать. Правда, кураторы выставки представляют Риверу как равновеликую фигуру, и это самый спорный момент концепции.

Диего учился в Европе, прошел через модный кубизм и прочие «измы» (примеры есть на выставке), а вернувшись на родину, стал развивать национальную тематику, соединяя наив народного искусства с традициями французского модернизма. Пышногрудые мексиканки Риверы напоминают таитянок Гогена, «уплощение» пространства и примитивизация форм — композиции Руссо. Диего снискал успех при жизни, но сохранил бы его после смерти, не случись в его жизни Фриды, — вопрос, на который зрителю предстоит ответить самостоятельно.

Организация выставочного пространства предлагает почувствовать себя витязем на распутье: налево пойдешь — работы Фриды увидишь, направо — Диего. В центральном зале пара воссоединяется: произведения Фриды и Диего здесь символически «смотрят» друг на друга.

У самого входа — «Всего несколько царапин» Фриды, где Диего изображен убийцей с ножом, а она представлена израненной жертвой (такова была ее реакция на первую измену мужа). Аккурат напротив этой картины — масштабный холст Риверы с не менее издевательским названием «Славная победа»: американские военные торжествуют на фоне убитых детей (до выставки он хранился в запасниках ГМИИ имени А.С. Пушкина и в России ни разу не экспонировался).

Его интересовало общественное, ее — личное; он предпочитал монументальный размах, она — небольшой формат. Но оба любили сильные образы, эмоциональные высказывания и непосредственное отражение жизни. Вот только жизнь Диего, по сравнению с жизнью Фриды, была слишком благополучной. Возможно, поэтому его эффектные панорамы производят меньший эффект, чем скромные автопортреты Кало.

На одном из них девушка изобразила себя со множеством игл, вонзенных в тело, и сломанной колонной вместо позвоночника (намек на аварию). На другом — распластанной на больничной кровати и окруженной образами погибшего ребенка. Даже крошечное тондо «Круг» потрясает: изображение обнаженного женского тела, изогнувшегося то ли от боли, то ли от экстаза, растворяется в многочисленных повреждениях поверхности. В общей сложности работ на выставке не так много — около 90, из которых живописных произведений Кало — два с лишним десятка. Но этого достаточно, чтобы погрузиться в историю о жизни, смерти и любви.

 

Читайте также
Прямой эфир