Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Трамп назначил Келлога ответственным за контакты с руководством Киева
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Общество
По факту ДТП в центре Москвы возбуждено уголовное дело
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Художественное единство: Манеж собрал шедевры со всей страны

Выставка «Сокровища музеев России» предлагает оптимистичный взгляд на отечественную историю и искусство
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Московском Манеже открылась одна из самых масштабных и амбициозных выставок года: «Сокровища музеев России». Из регионов в столицу съехалось более 280 произведений, охватывающих почти всю историю отечественного изобразительного искусства — от иконописи XVI–XVII столетий до «сурового стиля» второй половины XX века. На открытии присутствовали президент Владимир Путин и патриарх Кирилл. Теперь же экспозицию может посетить каждый ценитель живописи — бесплатно.

Выстроенную по хронологическому принципу экспозицию можно воспринимать как своего рода ликбез — краткое изложение учебника ИЗО. Вот парадный портрет XVIII века, вот передвижники, вот модерн, соцреализм... На первый взгляд здесь представлено, пусть зачастую и одной-двумя картинами, большинство ключевых имен, с которыми у широкой публики ассоциируется само понятие «русское искусство»: Брюллов, Шишкин, Айвазовский, Дейнека. Да и стилистическая эволюция показана максимально наглядно.

Однако, чем дальше продвигаешься по проложенному кураторами маршруту, тем более ясно становится, что цель была все-таки иной, и в соответствии с ней исторический баланс, скажем так, скорректировали. Проект приурочен ко Дню народного единства. Он же — День Казанской иконы Божией Матери. Эти, казалось бы, не имеющие прямого отношения к искусству факты на самом деле определяют фокус отбора.

Русский народ и история страны здесь представлены идеализированно, в подчеркнуто оптимистическом ключе. Социальной критике передвижников места не нашлось, ужасам войн и революций — тоже. Но главное — за бортом остались целые пласты отечественного искусства XX века: здесь нет ни нонконформистов, ни концептуалистов, не говоря уже о перестроечных экспериментах... Отсутствуют даже Малевич и Кандинский — самые дорогие русские художники. Хотя в региональных музеях авангарда 1910–1920-х годов немало — и прекрасного. 

В общем, этот взгляд на историю искусства XIX–XX веков изрядно отличается от того, что мы видим в Третьяковке и Русском музее. С другой стороны, если не ждать от экспозиции всеохватности, стоит признать: шедевров собрали немало.

Так, например, зрители видят два плафона Михаила Врубеля 1894 года из Омского областного музея, роскошный портрет Надежды Сапожниковой кисти Николая Фешина из Музея изобразительных искусств Татарстана (1916; более ранняя работа схожего формата с изображением той же модели была в прошлом году продана на Sotheby’s за £3,65 млн). Еще одна жемчужина — «Портрет графини Марии Александровны Келлер» Льва Бакста (1902) из Музея-заповедника «Зарайский кремль»: струящиеся, ниспадающие линии кремового платья дамы выглядят особенно выразительно в необычном вытянуто-вертикальном формате полотна.

Не менее впечатляющие вещи представляют советскую эпоху. Заводской триптих 1934 года авторства Юрия Пименова вступает в диалог с датированной 1925-м годом картиной Александра Лабаса «Уральский завод» (всё — из Екатеринбургского музея изобразительных искусств). Но даже воплощая такой, казалось бы, официозный сюжет, оба мастера остаются собой. Пименова интересуют образы работниц — личное у него превалирует над общественным. А Лабас наполняет сцену в цеху невероятной динамикой и удивительным светом, дающим изображению акварельную мягкость и какое-то мистическое «звучание».

Такие открытия и неожиданные сопоставления посетителей ожидают на каждом шагу: в заданных условиях работа кураторов виртуозна. Это тот случай, когда на выставке интересно и профессионалам, и самой широкой аудитории.

Что же до эстетического и исторического ракурса, то дело, видимо, даже не в «цензуре», а скорее в стремлении вынести за скобки все те художественные и политические явления, которые по сей день вызывают в обществе острые споры. Поэтому здесь нет не только беспредметного искусства и концептуализма (по мнению многих — это и не искусство вовсе), но и, например, портретов Сталина. День народного единства Манеж отметил патриотичной выставкой, объединяющей, а не разъединяющей народ.

 

Читайте также
Прямой эфир