Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Художественное единство: Манеж собрал шедевры со всей страны

Выставка «Сокровища музеев России» предлагает оптимистичный взгляд на отечественную историю и искусство
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Московском Манеже открылась одна из самых масштабных и амбициозных выставок года: «Сокровища музеев России». Из регионов в столицу съехалось более 280 произведений, охватывающих почти всю историю отечественного изобразительного искусства — от иконописи XVI–XVII столетий до «сурового стиля» второй половины XX века. На открытии присутствовали президент Владимир Путин и патриарх Кирилл. Теперь же экспозицию может посетить каждый ценитель живописи — бесплатно.

Выстроенную по хронологическому принципу экспозицию можно воспринимать как своего рода ликбез — краткое изложение учебника ИЗО. Вот парадный портрет XVIII века, вот передвижники, вот модерн, соцреализм... На первый взгляд здесь представлено, пусть зачастую и одной-двумя картинами, большинство ключевых имен, с которыми у широкой публики ассоциируется само понятие «русское искусство»: Брюллов, Шишкин, Айвазовский, Дейнека. Да и стилистическая эволюция показана максимально наглядно.

Однако, чем дальше продвигаешься по проложенному кураторами маршруту, тем более ясно становится, что цель была все-таки иной, и в соответствии с ней исторический баланс, скажем так, скорректировали. Проект приурочен ко Дню народного единства. Он же — День Казанской иконы Божией Матери. Эти, казалось бы, не имеющие прямого отношения к искусству факты на самом деле определяют фокус отбора.

Русский народ и история страны здесь представлены идеализированно, в подчеркнуто оптимистическом ключе. Социальной критике передвижников места не нашлось, ужасам войн и революций — тоже. Но главное — за бортом остались целые пласты отечественного искусства XX века: здесь нет ни нонконформистов, ни концептуалистов, не говоря уже о перестроечных экспериментах... Отсутствуют даже Малевич и Кандинский — самые дорогие русские художники. Хотя в региональных музеях авангарда 1910–1920-х годов немало — и прекрасного. 

В общем, этот взгляд на историю искусства XIX–XX веков изрядно отличается от того, что мы видим в Третьяковке и Русском музее. С другой стороны, если не ждать от экспозиции всеохватности, стоит признать: шедевров собрали немало.

Так, например, зрители видят два плафона Михаила Врубеля 1894 года из Омского областного музея, роскошный портрет Надежды Сапожниковой кисти Николая Фешина из Музея изобразительных искусств Татарстана (1916; более ранняя работа схожего формата с изображением той же модели была в прошлом году продана на Sotheby’s за £3,65 млн). Еще одна жемчужина — «Портрет графини Марии Александровны Келлер» Льва Бакста (1902) из Музея-заповедника «Зарайский кремль»: струящиеся, ниспадающие линии кремового платья дамы выглядят особенно выразительно в необычном вытянуто-вертикальном формате полотна.

Не менее впечатляющие вещи представляют советскую эпоху. Заводской триптих 1934 года авторства Юрия Пименова вступает в диалог с датированной 1925-м годом картиной Александра Лабаса «Уральский завод» (всё — из Екатеринбургского музея изобразительных искусств). Но даже воплощая такой, казалось бы, официозный сюжет, оба мастера остаются собой. Пименова интересуют образы работниц — личное у него превалирует над общественным. А Лабас наполняет сцену в цеху невероятной динамикой и удивительным светом, дающим изображению акварельную мягкость и какое-то мистическое «звучание».

Такие открытия и неожиданные сопоставления посетителей ожидают на каждом шагу: в заданных условиях работа кураторов виртуозна. Это тот случай, когда на выставке интересно и профессионалам, и самой широкой аудитории.

Что же до эстетического и исторического ракурса, то дело, видимо, даже не в «цензуре», а скорее в стремлении вынести за скобки все те художественные и политические явления, которые по сей день вызывают в обществе острые споры. Поэтому здесь нет не только беспредметного искусства и концептуализма (по мнению многих — это и не искусство вовсе), но и, например, портретов Сталина. День народного единства Манеж отметил патриотичной выставкой, объединяющей, а не разъединяющей народ.

 

Читайте также
Прямой эфир