Разноголосица у стен Кремля
В Манеже проходит масштабная выставка современного российского искусства «Здесь и сейчас!». Сотни экспонатов были предоставлены ведущими музейными институциями столицы, в числе которых — Пушкинский музей, РОСИЗО-ГЦСИ и другие. Попытка собрать в одном месте всё самое актуальное обернулась жанровой и эстетической разноголосицей, но создала выразительный образ отечественного contemporary art.
Предыстория проекта такова. В июне Сергей Собянин встретился с молодыми художниками и представителями музеев. Среди прочего, участники беседы пожаловались градоначальнику, что главный выставочный зал столицы — Центральный Манеж — для них недоступен. Тогда же мэр дал поручение департаменту культуры правительства Москвы исправить ситуацию и обеспечить проведение выставки.
В итоге проект был подготовлен менее чем за два месяца. Причины спешки понятны — в «мертвый сезон» найти окно в плотном графике Манежа оказалось проще. Однако столь же понятно, что за короткий срок подготовить полноценную выставку невозможно. Поэтому отбор, похоже, производился по принципу «чем богаты, тем и рады».
Экспозиция начинается уже на улице: у дверей Манежа зрителей встречают работы Recycle Group из проекта Пушкинского музея Homo virtualis. На первый взгляд это что-то типа рамок металлоискателей, но волонтеры предлагают посмотреть на них через планшеты — и на экранах возникают трехмерные изображения человеческих фигур, парящих над землей.
Год назад эти виртуальные скульптуры встречали посетителей у входа в главное здание ГМИИ. Теперь же эксперименты Recycle Group в дополненной реальности (AR) добрались почти до стен Кремля, но нельзя сказать, что смена локации чем-то обогатила проект. Однако получилась неплохая реклама: девушки-волонтеры, как древнегреческие сирены, увлекают прохожих, многие откликаются на призывы посмотреть в iPad, а затем и заходят в здание (к слову, вход на выставку бесплатный).
Внутри тоже хватает технологических аттракционов. Большой популярностью пользуется работа «Психоз» группы AES+F, созданная для Центра современного искусства «Марс». Зрителя усаживают в реальное кресло-каталку и надевают на него очки виртуальной реальности (VR). Он оказывается в больничном коридоре и начинает искать из него выход. А найдя — попадает в мир причудливых образов, иллюстрирующих воспаленное сознание больного. Исходная идея — заставить человека почувствовать себя пациентом психиатрической клиники — сильнее и жестче, чем нарочито «глянцевое» воплощение. Но известный квартет художников в таком подходе не одинок. Крен в сторону игры, шутовства характерен для современного искусства, и в Манеже это проявилось в полной мере.
Примеры тому — огромный таз с борщом, стилизованный под Большой театр (интерактивная инсталляция «Театр начинается с палки», созданная в ГИТИСе), мягкие скульптуры а-ля «Маппет-шоу» (проект Ростана Тавасиева «Всё сложно»), видео «Баланс», на котором запечатлен человек, крутящий обруч посреди озера (из описания можно узнать, что это затопленный карьер, где в молодости работал Кароль Войтыла, затем ставший папой римским Иоанном Павлом II).
Что-то из этого запоминается, что-то пролетает мимо. Но общее впечатление оказывается на удивление созвучным названию выставки. «Здесь и сейчас!» — не только про погруженность в контекст (исторический, городской), но и про сиюминутность. Максимальная творческая свобода и безграничный арсенал художественных средств оборачиваются отсутствием внятного высказывания. Впрочем, на данном этапе главное — просто заявить: «Мы — существуем! Здесь и сейчас!». С этой задачей разноголосый хор художников и столичных арт-институций справился.