Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Политика
Захарова уличила Зеленского в подрыве мирных усилий
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Лики истории

Выставка картин Павла Рыженко посвящена формированию русской государственности
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Фонде славянской письменности и культуры открылась выставка Павла Рыженко «От Вече к Престолу». 12 крупноформатных полотен посвящены истории Руси и православия. Пересвет и Ослябя, Иван Грозный и Федор Иоаннович, император Константин Великий и князь Мстислав предстают на картинах художника не просто историческими фигурами, но — олицетворениями духовного подвига.

По отношению к предыдущей экспозиции работ живописца — «Исход великой Империи» — новый проект является «приквелом»: рассказ о трагическом конце русской монархии сменился историей о ее формировании. Следовательно, интонация тоже иная: вместо горечи поражения — торжество победы; вместо скорби об утрате веры — радость ее обретения (отсюда и сюжет с Константином — первым христианским императором Европы). Батальные сцены, портреты правителей и святых наполнены светлой героикой.

Сюжеты Павла Рыженко лишены полутонов — даже такие неоднозначные личности, как опричник Малюта Скуратов, трактованы автором безусловно положительно, в патриотическом ключе. И это принципиально отличает живопись Рыженко, внешне продолжающую традиции русского реализма, от искусства передвижников, которые, напротив, акцентировали моральную противоречивость исторических фигур (вспомним образ Петра I в «Утре стрелецкой казни» Сурикова и Ивана Грозного на картине Репина).

Не стилистически, но идеологически творчество Рыженко уходит корнями в искусство куда более древнее — религиозное. Сохраняя свободу штриха, порой допуская импрессионистическую «эскизность» пейзажных деталей, художник представляет своих героев как иконописец. Недаром так часто на его полотнах мы видим изображения людей, причисленных к лику святых, — от Константина до Николая II, и их образы каноничны не по форме, но по духу.

Свои сюжеты Рыженко воспринимает не как увлекательный рассказ и даже не как иллюстрации к школьному учебнику по истории (хотя детей водят в фонд на экскурсии регулярно), но как проповедь, красноречивость которой обусловлена значимостью самого посыла. Это, однако, не мешает ему тщательно продумывать «оформление» мысли: от композиции и колорита самих картин до дизайна рам. Последнее заслуживает особого внимания.

Так, багет полотна «Победа Пересвета» имитирует связанные друг с другом копья, холст «Ослябя» обрамлен широкими деревянными панелями с орнаментальными вставками, созданными самим художником, причем само расположение этих вставок относительно центрального сюжета перекликается с житийными клеймами на иконах. Наконец, рама среднеформатной картины «Молитва Пересвета» стилизована под каменный проем в церкви, а узоры резьбы повторяют барельефы храма Покрова на Нерли.

В творчестве Рыженко подчас парадоксально соединяется религиозное и светское начало; степенный рассказ о «делах давно минувших дней» у него оборачивается страстным патриотическим воззванием. Можно разделять или отвергать монархические убеждения автора, соглашаться или дискутировать с его трактовкой русской истории, — художник сознательно провоцирует зрителя на неравнодушную реакцию, — но нельзя не отметить силу искренности, которая чувствуется практически во всем, что создал за свою, увы, недолгую жизнь калужский мастер.

 

Читайте также
Прямой эфир