Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Трамп назначил Келлога ответственным за контакты с руководством Киева
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Трамп отдал приказ ВС США начать военные действия против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Общество
По факту ДТП в центре Москвы возбуждено уголовное дело
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Лики истории

Выставка картин Павла Рыженко посвящена формированию русской государственности
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Фонде славянской письменности и культуры открылась выставка Павла Рыженко «От Вече к Престолу». 12 крупноформатных полотен посвящены истории Руси и православия. Пересвет и Ослябя, Иван Грозный и Федор Иоаннович, император Константин Великий и князь Мстислав предстают на картинах художника не просто историческими фигурами, но — олицетворениями духовного подвига.

По отношению к предыдущей экспозиции работ живописца — «Исход великой Империи» — новый проект является «приквелом»: рассказ о трагическом конце русской монархии сменился историей о ее формировании. Следовательно, интонация тоже иная: вместо горечи поражения — торжество победы; вместо скорби об утрате веры — радость ее обретения (отсюда и сюжет с Константином — первым христианским императором Европы). Батальные сцены, портреты правителей и святых наполнены светлой героикой.

Сюжеты Павла Рыженко лишены полутонов — даже такие неоднозначные личности, как опричник Малюта Скуратов, трактованы автором безусловно положительно, в патриотическом ключе. И это принципиально отличает живопись Рыженко, внешне продолжающую традиции русского реализма, от искусства передвижников, которые, напротив, акцентировали моральную противоречивость исторических фигур (вспомним образ Петра I в «Утре стрелецкой казни» Сурикова и Ивана Грозного на картине Репина).

Не стилистически, но идеологически творчество Рыженко уходит корнями в искусство куда более древнее — религиозное. Сохраняя свободу штриха, порой допуская импрессионистическую «эскизность» пейзажных деталей, художник представляет своих героев как иконописец. Недаром так часто на его полотнах мы видим изображения людей, причисленных к лику святых, — от Константина до Николая II, и их образы каноничны не по форме, но по духу.

Свои сюжеты Рыженко воспринимает не как увлекательный рассказ и даже не как иллюстрации к школьному учебнику по истории (хотя детей водят в фонд на экскурсии регулярно), но как проповедь, красноречивость которой обусловлена значимостью самого посыла. Это, однако, не мешает ему тщательно продумывать «оформление» мысли: от композиции и колорита самих картин до дизайна рам. Последнее заслуживает особого внимания.

Так, багет полотна «Победа Пересвета» имитирует связанные друг с другом копья, холст «Ослябя» обрамлен широкими деревянными панелями с орнаментальными вставками, созданными самим художником, причем само расположение этих вставок относительно центрального сюжета перекликается с житийными клеймами на иконах. Наконец, рама среднеформатной картины «Молитва Пересвета» стилизована под каменный проем в церкви, а узоры резьбы повторяют барельефы храма Покрова на Нерли.

В творчестве Рыженко подчас парадоксально соединяется религиозное и светское начало; степенный рассказ о «делах давно минувших дней» у него оборачивается страстным патриотическим воззванием. Можно разделять или отвергать монархические убеждения автора, соглашаться или дискутировать с его трактовкой русской истории, — художник сознательно провоцирует зрителя на неравнодушную реакцию, — но нельзя не отметить силу искренности, которая чувствуется практически во всем, что создал за свою, увы, недолгую жизнь калужский мастер.

 

Читайте также
Прямой эфир