Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Трамп назначил Келлога ответственным за контакты с руководством Киева
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Трамп отдал приказ ВС США начать военные действия против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Общество
По факту ДТП в центре Москвы возбуждено уголовное дело
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Царский Брюллов

Выставка-расследование Русского музея предлагает новый взгляд на знаменитый портрет
0
Фото: пресс-служба Русского музея
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Русском музее открылась выставка «Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа». Как видно из названия, центральный экспонат — заново атрибутированное произведение великого художника первой половины XIX века, автора «Последнего дня Помпеи» и «Всадницы».

Картина, ранее известная как «Портрет У. М. Смирновой», оказалась на самом деле изображением великой княжны Александры Николаевны, младшей дочери императора Николая I. Таким образом, это единственный законченный портрет представителя императорской семьи, принадлежащий кисти «великого Карла». Пять лет назад в том же Русском музее проходила выставка «неизвестного Брюллова» — картин из частных собраний, прежде недоступных музейному зрителю. Новая экспозиция — более камерная и сфокусированная на уже знакомом произведении, но в то же время позволяющая иначе на него взглянуть.

Живописное изображение прелестной, хрупкой, неброско одетой барышни с собачкой на руках впервые было названо «Портретом У. М. Смирновой» в монографии о Брюллове 1963 года. Полвека спустя специалист Русского музея Сергей Алексеев усомнился, что надпись «Г-а Смирнова» на подрамнике и надпись «у Смирнова» на наброске картины, принадлежащем Русскому музею, указывают на личность модели.

По его мнению, надписи отсылали к обладателю произведения, а не к модели: после смерти художника полотно оказалось в коллекции чиновника и дипломата Николая Смирнова. В свою очередь, иконография великой княжны Александры Николаевны позволяет утверждать, что это и есть ее портрет, следы которого до этого были потеряны.

— У картины, которая датируется концом 1830-х, изумительный провенанс, — рассказал «Известиям» Григорий Голдовский, завотделом живописи XVIII — первой половины XIX века Русского музея. — При жизни Брюллова она была в его мастерской, а к нам поступила в 1920 году из собрания великого князя Константина Константиновича. История создания картины начинается в 1837 году, когда Брюллов стал работать над серией портретов императорской семьи. Как часто с ним случалось, к идее он охладел. Есть свидетельства, что Брюллов дописал портрет великой княжны уже после ее смерти. Адини, как называли ее близкие, не отличалась крепким здоровьем и скончалась в 19 лет после преждевременных родов.

Выставка, составленная вокруг заново опознанной картины, демонстрирует своего рода расследование, проведенное специалистами. Здесь разные портреты Александры Николаевны, чтобы можно было убедиться в ее сходстве с той, которую считали Смирновой: гипсовый бюстик работы Карла Фридриха Вихмана, вылепившего шестилетнюю Адини, и акварель Владимира Гау, запечатлевшего княжну в год смерти. Портрет сестер Ольги и Александры у клавесина кисти шотландской художницы Кристины Робертсон и литография с изображением императрицы и ее дочерей. Прослежена также история любимого песика великой княжны — представлены холсты, на которых запечатлен ее питомец, тоже послуживший доказательством того, что именно Адини изображена Брюлловым.

В витрине выставлены такие раритеты, как альбом Александры Николаевны и тарелка сервиза, изготовленного в качестве ее приданого. Великая княжна сочеталась браком с Фридрихом Вильгельмом, принцем Гессен-Кассельским за несколько месяцев до смерти. Трагический сюжет завершен написанной Брюлловым годом позже иконой «Святая царица Александра», где христианской мученице приданы черты лица Александры Николаевны. Художник получил этот заказ от офицеров Преображенского полка, которые в годовщину смерти великой княжны преподнесли работу императору. Известно, что икона находилась в царскосельском кабинете императрицы Александры Федоровны, где скончалась Адини.

 

Читайте также
Прямой эфир