Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Мир
Замглавы МИД РФ Руденко отметил стремление Запада оказать давление на КНДР
Мир
Два человека погибли в результате крушения патрульного самолета в Колорадо
Мир
Риттер заявил о желании Байдена втянуть США в ядерную войну до инаугурации Трампа
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали о модернизации FPV-дронов в полевой мастерской
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Происшествия
В Подмосковье мужчина скончался после падения с крыши во время ремонта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Общество
Космонавты с орбиты МКС поздравили россиянок с Днем матери
Мир
Участники COP29 утвердили климатическое финансирование объемом $300 млрд в год
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Новые маршруты Третьяковки

Экспериментальный проект «Другая редакция» предлагает неожиданный взгляд на музейное пространство
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В период летнего затишья Третьяковская галерея неожиданно представила проект «Другая редакция». Заранее о нем не было известно, и, видимо, это спонтанная «импровизация» — даже не выставка, а скорее попытка предложить новый взгляд на существующее музейное пространство.

В постоянной экспозиции искусства XX века на Крымском Валу студенты института «Стрелка» и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ проложили маршрут, соединивший произведения на тему города. На полу у каждой из выбранных работ появились тексты авторства известных деятелей культуры. А на улице со стороны набережной были установлены колонны, внутри которых разместились инсталляции.

Идея подойти к экспозиционной драматургии с точки зрения урбанистики сама по себе интересна, как и любые творческие шаги в сторону популяризации и объяснения шедевров прошлого столетия. До сих пор Новая Третьяковка остается куда менее посещаемой, чем классическое здание в Лаврушинском переулке (громкие выставки, проходившие на Крымском Валу, конечно, не в счет). Аукционные цены на Малевича, Кандинского, Гончарову могут бить рекорды, но простым зрителям их творчество менее близко и понятно, чем «мишки» и «богатыри».

Отсюда — постоянное стремление музея дать ключи к искусству XX века, подчеркнуть его дружелюбность и открытость интерпретациям. И если для этого надо добавить немного хипстерской эстетики (релакс-зоны с книжечками на столах, ярко-желтые табуретки у картин) и задействовать медийный потенциал таких фигур, как историк моды и телеведущий Александр Васильев, дизайнер Гоша Рубчинский, художник Павел Пепперштейн, наконец, гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, то почему бы и нет?

Каждый из них высказался по-своему, в своем жанре и стиле. Кто-то бесхитростно поведал, за что любит выбранную картину. Кто-то — написал вольное размышление. А, например, архитектор Сергей Ситар в качестве комментария к «Окраине» Александра Древина привел диалог из протокола последнего допроса репрессированного художника в НКВД. В этом пробирающем до дрожи тексте Древин внешне равнодушно и послушно кается в контрреволюционной деятельности, объясняя, как именно он «искажал советскую действительность» в своем творчестве.

Кажется, тексты «Другой редакции» совершенно не сочетаются друг с другом. Но в многоликости и свободе высказывания, пожалуй, и заключена главная прелесть проекта: все-таки одно дело, когда обычный экскурсовод рассказывает объективные факты, как по учебнику, и другое — когда известный человек делится своими личными эмоциями, а то и вступает в сотворчество, художественный диалог с произведением искусства. Здесь важнее, не что сказано, а как. Тем самым зритель настраивается на нужную волну при просмотре всей экспозиции, раскрепощает фантазию, заражается вирусом «вольнодумства».

Кульминация этой свободы — искусствоведческая мистификация. Один из текстов маршрута, написанный дизайнером Анастасией Смирновой, помещен у телефона смотрителя — обычного дискового аппарата с трубкой на пружине, который используется в повседневной работе галереи. Таким образом, утилитарный предмет рассматривается как произведение искусства и в музейном контексте обретает художественный смысл. Рядом — зал московского концептуализма, «Красная дверь» Михаила Рогинского, и это соседство, конечно, не случайно.

Впрочем, авторы оставляют зрителю свободу выбора — воспринимать «Телефон» всерьез или как шутку. То же касается и проекта в целом, включая его уличную часть — колоннаду. В каждой из шести новых колонн на уровне глаз размещена инсталляция. Некоторые из них выглядят вполне серьезно (куб из прозрачных шариков — геометризм в духе Вячеслава Колейчука), иные же — чистое баловство (содержимое мусорного ящика за стеклом — еще одна, помимо телефона, аллюзия на Дюшана). Но вместе они оказываются еще одним способом напомнить о том, что архитектурные элементы на улицах городов могут быть таким же «текстом», как произведения искусства или литературные эссе. А уж что в этом тексте прочитает прохожий — зависит только от него.

 

Читайте также
Прямой эфир