8 августа прекрасной актрисе Нине Меньшиковой исполнилось бы 90 лет. Человек это был уникальной чистоты, невероятно светлый, честный, щедрый. Очень доброжелательный ко всем — это может подтвердить каждый, кто ее знал. Это видно и на экране. Порой она играла в кино отрицательные роли, но это отнимало у нее много нравственных и душевных сил. Требовалось время, чтобы прийти в себя.
Если Станислава Ростоцкого я считаю своим «кинопапой», то его жена Нина стала мне хорошим советчиком и надежным партнером. Помню, когда снимались «Девчата» (1961), у меня упорно не получалась сцена, где моя героиня плачет. Пять дублей, семь, десять, а режиссер Юрий Чулюкин командовал: «Еще! Еще! Еще!». И Ниночка первой заступилась за меня. «Юра, ты совсем не понимаешь женщин, — сказала она. — У нее все слезы уже кончились!». Она принесла мне водички, мы посидели, поговорили. Так мы подружились и потом тепло общались долгие годы.
А в первый раз на съемочной площадке мы с ней должны были встретиться еще в 1957 году на фильме «Дело было в Пенькове». Предполагалось, что Нина сыграет Тоню, девушку из Ленинграда, которая по распределению попадает в колхоз и влюбляется там в тракториста Матвея, героя Вячеслава Тихонова. Я же играла Ларису, его жену. Нина подходила к роли идеально. Получалось понятное противостояние двух женщин: яркой, эффектной Ларисы и тонкой, одухотворенной Тони. Но судьба распорядилась иначе.
Это был всего второй фильм Станислава Ростоцкого. С Ниной они уже были тогда женаты много лет. У них долго не было детей, но когда до съемок оставалось всего ничего, внезапно выяснилось, что Нина беременна Андреем (Андрей Ростоцкий — впоследствии известный артист, режиссер и каскадер. — «Известия»). И она, и Станислав Ростоцкий были счастливы, что она носит под сердцем Андрюшу.
Но врачи не рекомендовали ей рожать из-за перенесенного ранее туберкулеза. Кроме того, горели сроки по фильму. Тогда была плановая экономика, ничего сдвинуть было нельзя — картину нужно было сдать точно в срок. Ростоцкий был начинающим режиссером, и если бы он не «справился» с фильмом, это могло иметь печальные последствия. Но они, конечно, приняли решение, что Нина сниматься не будет, а будет рожать. Уже в последний момент на роль Тони взяли юную Майю Менглет. В итоге Ниночка сыграет у своего мужа всего раз и только десять лет спустя — в фильме «Доживем до понедельника» (1968).
Тогда же я научилась у этой замечательной пары одной важной вещи, которая помогает мне до сих пор. А именно: всегда надо четко понимать, чего ты хочешь, и думать, как этого добиться. За это знание я им очень благодарна.
В самых сложных ситуациях Ниночка была Ростоцкому надежным, мудрым помощником — и в жизни, и в творчестве. Она любила его безумно. Ниночка была блистательной артисткой, но сознательно выбрала главным приоритетом свою семью. Она была верным другом Станиславу Ростоцкому до самых последних его дней, когда он уже не снимал кино, отдыхал, рыбачил под Выборгом, где у него была дача… По пути в Выборг, на фестиваль «Окно в Европу», который был его детищем, он и скончался в 2001 году.
Это трагическое известие застало меня на фестивале. Я хотела найти Ниночку, чтобы помочь, поддержать… И мне передали слова Нины: «У меня не хватит сил стоять возле гроба и видеть уходящего от меня любимого, прекрасного… Пусть Светочка Дружинина вместо меня скажет последние слова». Что я и сделала. А через год ушел из жизни и сын Андрей… Его она пережила всего на пять лет.
Нине Меньшиковой выпало немало тяжелых ударов судьбы. Но она всегда была щедрым, душевным человеком, который оставил только светлую память о себе.
Автор — актриса, режиссер, продюсер, народная артистка России