Он был частью старого «Союзмультфильма»

Сегодня стало известно, что на 85-м году из жизни ушел талантливейший художник-мультипликатор Аркадий Шер. Конечно, я очень опечален этим известием. Не только по тому, что Аркадий был замечательным мастером и обаятельным человеком. Это про таких, как он, говорят «душа любой компании». Мне тяжело еще и по той причине, что Аркадий Шер был частью той неповторимой атмосферы, которой когда-то отличался наш старый «Союзмультфильм». И которой уже нет. Из чего эта атмосфера состояла? Из простых, но важных элементов. А именно — творчество, порядочность, нравственность, остроумие, взаимное уважение, искренний интерес друг к другу…
С Аркадием мы практически не работали вместе, разве что на каких-то крошечных сюжетах. Если не ошибаюсь, он был одним из художников на первом фильме из моей трилогии по рисункам Александра Сергеевича Пушкина «Я к вам лечу воспоминаньем…» (1977). То есть мы, конечно, пересекались, но вместе, вот так специально, плотно, сотрудничать нам не приходилось. Но я также знаю, что он работал с лучшими режиссерами и лучшими художниками «Союзмультфильма».
У него непростая творческая биография. Вышел Шер из прорисовщиков (художник, создающий ключевые кадры на основе изображений, нарисованных мультипликатором. — «Известия»). Работал ассистентом художника-постановщика. А собственно художником-постановщиком стал уже довольно поздно. Многие из самых известных своих фильмов он сделал вместе с режиссером Владимиром Поповым, которого тоже уже с нами нет. Это и «Каникулы в Простоквашино» (1980), и «Зима в Простоквашино» (1984), и «Приключения Васи Куролесова» (1981) и другие.
Самые лучшие из его фильмов — это, наверное, те самые, всем известные фильмы про Простоквашино. Как известно, на первой серии «Трое из Простоквашино» были другие художники-постановщики (Николай Ерыкалов и Левон Хачатрян. — «Известия»). Аркадий Шер же включился уже на втором и перерисовал заново персонажей. Хотя, как мне кажется, все серии «Простоквашино» вышли замечательными.
В чем был секрет успеха этого тандема — Шер и Попов? Я уверен, он заключается как раз в той старой, утраченной «союзмультфильмовской» атмосфере. Тогда там вместе рука об руку работали талантливейшие люди, которые понимали друг друга буквально с полуслова. Сообща они создавали те образы, которые стали классическими и сегодня уже эксплуатируются другими. Аркаша был неотъемлемым кусочком этой атмосферы, живой, драгоценной клеточкой того единого организма. Очень жаль, что теперь его не стало. Царствие ему небесное!
Об авторе — режиссер, художник-мультипликатор, народный артист России