Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Глобализация по-русски

Киновед Кирилл Разлогов — о перспективах отечественных фильмов-миллиардеров и международном сотрудничестве
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Главным событием минувшего кинематографического года многие считают коммерческие результаты проката отечественных фильмов в России. Впервые после 2008 года (напомним — года «Иронии судьбы. Продолжение», удвоившей число зрителей за счет включения в процесс старших поколений) российские фильмы собрали около 25% совокупных кассовых сборов кинотеатров. Вопрос в том, идет ли речь о тренде, способном оказать существенное влияние на год предстоящий, или о случайном стечении обстоятельств?

Мне уже доводилось писать о том, что успех здесь зависит от числа суперкассовых картин-миллиардеров. Если картина одна — показатель низкий, в районе 15% сборов, если две — обычный: 18–20%, если три, то 25% или даже больше. В текущем году проблему решили три ленты: «Викинг» (в двух версиях — 12+ и 18+), выпущенный еще в самом конце минувшего года, «Притяжение» и чемпион проката — «Последний богатырь» (1,7 млрд рублей бокс-офиса).

Всё бы ничего, если бы не несколько обстоятельств. «Последний богатырь» — картина голливудская, производства российского филиала фирмы «Дисней», отсюда и многочисленные претензии к трактовке русских сказочных персонажей. Но, с моей точки зрения, важнее то, что она наглядно доказывает, что Голливуд производит кино не только и не столько американское, сколько планетарное, а может, даже и российское. Кстати, главным голливудским событием минувшего года было поглощение «Диснеем» кинематографических активов другого гиганта, австралийца Руперта Мэрдока — фирмы «Фокс».

Что касается другого чемпиона — «Притяжения» Федора Бондарчука, то это была упрощенная и перенесенная в Чертаново (жители которого почему-то обиделись) версия фильма Дени Вильнева «Прибытие», выпущенного фирмой «Парамаунт». А в начале нового года в нашем кино появился новый «миллиардер» — фильм студии «Три Тэ» Никиты Михалкова «Движение вверх» о победе сборной СССР по баскетболу на Олимпийских играх 1972 года, тоже снятый по голливудским «лекалам». Так что, скорее всего, рост интереса аудитории к отечественному кино — все-таки не случайность, а тенденция. А кто кого завоевывает — еще вопрос. На самом деле идет нормальный процесс глобализации.

Впрочем, итоги в кино, конечно, не сводятся к кассе. Почетный приз Европейской киноакадемии получил Александр Сокуров. Его фильм «Русский ковчег» был показан на торжественных мероприятиях академии в Берлине, а ученики курса Сокурова из Кабардино-Балкарии вышли в минувшем году на фестивальную орбиту. Нашим лидером в мировом кинопроцессе стала «Нелюбовь». И хотя из призов Европейской киноакадемии фильму достались только награды за лучшую операторскую работу и лучшую музыку, главная конкуренция впереди — фильм Звягинцева вошел в шорт-лист премии «Оскар».

Однако особо порадовал «переворот в мозгах» кинематографической общественности на территории бывшего Советского Союза. В декабре во ВГИКе состоялась международная научная конференция «История национальных кинематографий в СССР и перспективы развития кино и кинообразования в государствах — участниках СНГ, странах Балтии и Грузии», проведенная Новым институтом культурологии при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. Пожалуй, впервые после распада СССР основными мотивами в дискуссии были не взаимные претензии, а искреннее стремление к возрождению, углублению и расширению взаимодействия между кинематографиями и деятелями культуры. Главным событием оказалась презентация большой коллективной монографии (издательство «Академический проект»), где главы о национальных киношколах были написаны их представителями. Она будет разослана по учебным заведениям культуры и библиотекам многих стран мира.

И еще одно знаковое событие — в Сочи прошел второй выпуск очень своеобразного кинофестиваля, где не только в программе, но и в идее и организации перекрещиваются и взаимодействуют представители разных культур. Официальное название форума — Сочинский международный кинофестиваль и кинопремии (Sochi International Film Festival & Awards — сокращенно SIFFA) — отражает относительно недавнюю тенденцию объединять систему почетных призов по итогам года или деятельности в целом с фестивальными наградами конкурсных фильмов.

Фестиваль с самого начала был заявлен как российско-британский. Само по себе объединение в одном проекте двух наций, находящихся в латентном конфликте с Европейским союзом, по-своему знаменательно. Санкции и контрсанкции в нашем случае и брексит для наших партнеров сделали особо актуальным сотрудничество двух стран в области культуры и искусства.

Автор — председатель Гильдии киноведов и кинокритиков СК России, доктор искусствоведения, профессор

 

Читайте также
Прямой эфир