Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Новые рубежи Волоколамска

Фестиваль военно-патриотического кино стал интернациональным экскурсом в историю
0
Фото: ТАСС/Алексей Никольский
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Я уже несколько лет как внимательно наблюдаю за развитием и ростом фестиваля военно-патриотического кино «

». В последние годы, будучи председателем жюри конкурса полнометражных игровых фильмов, я завидую своим коллегам по жюри документальных картин — их программа, как правило, больше, интереснее и разнообразнее и по странам, и по проблематике, и по художественным решениям, не говоря уже о лентах короткометражных.

Последним, правда, присуждается всего один приз методом зрительского голосования. В этом году его получила российская игровая лента Анны Матисон «Храни меня, мой талисман» о судьбе летчика, совершившего первый воздушный таран в годы Первой мировой войны. Среди документалистов победу одержала лента Татьяны Скабард «Последний парад «Беззаветного». Надо было видеть, как зал стоя приветствовал контр-адмирала, который командовал «Беззаветным» в этот знаменательный рейс, когда корабль корпусом блокировал американское судно (в 1988 году в Черном море сторожевой корабль вытеснил американский крейсер из территориальных вод СССР. — «Известия»). 

В свое время большие дискуссии вызывало и до сих пор вызывает решение сделать военно-патриотический фестиваль международным. При формировании программ имеет значение более или менее длительное сближение идеологических позиций разных народов и государств. Основу такой близости дает общая история стран, сформировавшихся на территории Советского Союза, и интернационализм коммунистического движения. Не случайно обе китайские картины в конкурсе «Храбрые воины» (режиссер Нин Хайцзянь) и «Битва на реке Сянцзян» касаются событий 1930-х годов. Показательно, что Чень Ли, постановщица второй из них — эпической батальной ленты о боях Красной армии Китая против войск Чан Кайши, — одна из 10 лучших женщин-режиссеров по рейтингу Национального телевидения Китая и директор аж восьми киностудий.

На фоне впечатляющих массовых сцен «Битвы на реке Сянцзян» выделялся лишь один яркий герой — молодой Мао Цзэдун. Воплотивший его образ Ван Инь и был справедливо удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли. К сожалению, китайские кинематографисты не смогли приехать на фестиваль, и приз был вручен представителю Союза кинематографистов России.

В этом, как и во многом другом, сказались экономические проблемы фестиваля, который проводится в знаменитом, но глубоко дотационном районе Московской области. Актуальность патриотической тематики, национальный и международный резонанс фестивальных событий, к сожалению, не находит адекватной поддержки у областных и федеральных властей. Центральные фестивальные показы проходили в центре города в ЦДК «Родники», где нет (как, впрочем, и нигде в городе) качественного проекционного оборудования. Попытки местной администрации получить поддержку у Фонда кино в рамках программы Министерства культуры по переоснащению кинотеатров в малых городах остались безуспешными, несмотря на наличие заинтересованной аудитории и престижного кинофестиваля.

К счастью, эти зияющие лакуны компенсируются атмосферой самого мероприятия и радушным приемом его гостей и участников.

Центральным событием фестиваля стала подготовленная ВГИКом программа, приуроченная к 75-летию битвы под Москвой, в которую Волоколамск вписал славные и трагические страницы. Фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (1941–1942 годов. — «Известия»), снятый фронтовыми операторами и смонтированный Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным, в заключительной части включает хрестоматийные кадры молодых жителей города на фашистской виселице.

Профессор Лондонского университета Джереми Хикс рассказал о зарубежной судьбе этой ленты, получившей, как известно, приз Американской киноакадемии «Оскар», и показал фрагменты англоязычного варианта, в создании которого принимали участие документалист Альберт Мальц (после войны отсидевший год в тюрьме за симпатию к «красным»), актер Эдвард Дж. Робинсон, монтажер серб Славко Воркапич и легендарный голливудский композитор Димитрий Темкин. В беседе со мной Хикс и представитель НИИ киноискусства ВГИКа признались, что они были поражены глубиной знаний зрителей о собственной истории и событиях, казалось бы, далекого военного времени. Немалую роль в этом впечатлении сыграла моя коллега по жюри Татьяна Ивановна Бабурова, автор книги «И не было судьбы у нас другой» об истории Волоколамского района, заслуженный учитель РФ (один перечень ее почетных званий занял бы несколько страниц).

Почетный приз за вклад в российский кинематограф получил под овацию зала Николай Бурляев, а на экране были показаны фрагменты лучших фильмов его актерской карьеры «Иваново детство», «Андрей Рублев» и «Военно-полевой роман». Круг замкнулся…

 

Читайте также
Прямой эфир