Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Вера в чудо

Режиссер Александр Федоров — о высокой миссии детских театров
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня трудно рассказать ребенку сказку: уже в раннем возрасте он в нее не верит. Но желание верить в чудесное живет в малыше. Задача детского театра — вытащить его наружу.

Все дети по своей сути — актеры. Девочка, играющая в куклы, исполняет роль мамы. Мальчик, управляющий танками в песочнице, представляет себя полководцем. Но если раньше ребята разыгрывали истории до 13–14 лет, сейчас они перестают лицедействовать, как только овладевают гаджетом. Компьютер становится своеобразным «поваром творчества», убивая в малыше творца. Ребенок перестает создавать, он лишь принимает правила игры.

Поэтому каждый раз, приходя на репетицию, я должен что-то открыть детям — в жизни, отношениях с людьми, приключениях. Увлечь их фантазией, вымыслом. Убедить в том, что они проводники серьезных идей. Конечно, театр — искусство условное. Но переживания должны быть настоящими.

Недавно я проходил мимо театральной студии и увидел афишу: актеры 15–16 лет разыгрывают «Сиротливый запад» Мартина Макдонаха. Жесточайшую черную комедию о вечных детях, мятущихся душах, странной исковерканной любви. Разве ее могут играть подростки? С другой стороны, чернуху сыграть легче, чем сказку. Сказка требует душевной чистоты, искренности, наивности. Нужно настроить свое сердце на любовь, тогда зритель тебе поверит.

Возникает двойственная ситуация. С одной стороны, спектакль, где Тома Сойера играет не взрослый дядя, а «сам» Том Сойер, дети воспринимают с невероятным энтузиазмом. С другой стороны, к профессиональным актерам у них больше доверия. Если на сцене ребенок, у малыша в зале включается критическая оценка: не так плюешься, не так дерешься, не так толкаешься!.. Поэтому, чтобы ребятам отработать спектакль, его нужно долго готовить. Они должны быть правдивыми, хорошо петь и двигаться, выразительно произносить текст. Любой сбой сразу будет замечен сверстниками, ведь дети — самые беспощадные зрители.

Чем раньше ребенок прикоснется к театральному искусству, тем лучше. Для этого и существуют детские театры. Что до «взрослых» представлений, какие-то возрастные ограничения должны быть, но минимальные. Классике покорны любые возрасты. Маленький ребенок, попав на спектакль, оценит роскошный зал и красивую музыку. Тот, кто постарше, поймет сюжет, увидит красивые декорации на сцене. Подросток уже будет пытаться понять мораль постановки, разгадать замысел режиссера…

Другой вопрос: куда и на что идти? Сегодня классика подвергается экстравагантным переработкам, и иной раз опасненько вести ребенка в театр. Представьте ситуацию: приходишь с малышом на оперу, а там любовники Онегин и Ленский стреляются, потому что поэт приревновал своего друга к Ольге. Поэтому, прежде чем привести дитя на взрослый спектакль, родителям стоит самим его посмотреть.

После реконструкции у нашего театра юного актера появится площадка, которую мы назовем «Театр ноль плюс». Дети полутора-двух лет будут разыгрывать 20-минутные спектакли. А такие же зрители на руках у мамы — их смотреть. Это будет первое знакомство малышей с чудом. И уверен, что не последнее, если родители им помогут. С ребятами надо играть, откликаться на их фантазии, обязательно читать им вслух.

Книга — главное лекарство для современного ребенка. Только она дает возможность держать в голове всю историю, анализировать поступки героев, делать выводы. Книга, особенно поэзия, помогает понять, что вокруг все время совершаются чудеса и каждое из них бесценно. Это гигантская эмоциональная подушка, которая потом будет баюкать малыша по жизни.

Есть у нас спектакль  «Пеппи Длинныйчулок» —  о доверии к фантазии ребенка. Главная героиня — ангел, который приходит в наш мир. Если мы ангелу верим, жизнь обретает смысл. Если нет — ангел умирает и все вокруг становится серым. Сакраментальная реплика этой истории — «Мне никто не верит». Удивительно, но на каждом спектакле из зала раздается голос ребенка: «Я верю!» И ангел оживает.

Автор — основатель и художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера (ДМТЮА), заслуженный артист России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир