Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Новый старый театр

Актер Юрий Соломин — о понятии «современность» в театральном искусстве
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

27 марта мы отмечаем Международный день театра. Конечно, как и в любой семье, в нашем театральном сообществе сегодня есть разногласия. И самый животрепещущий вопрос заключается в том, что именно следует подразумевать под понятием «современный театр». Сегодня существует особая категория театров, называющих себя «современными». Против этого сложно что-то возразить, и именоваться они могут как угодно, но, на мой взгляд, современность заключается прежде всего не в форме, а в актуальной проблематике и содержании.

Материалы по теме
2

И мне думается, что не стоит перекраивать великие замыслы Шекспира или Достоевского на свой лад. Зритель, который приходит на постановки Островского в Малый театр, сам делает выводы — без указующего перста постановщиков в виде переосмысления классики. Режиссерское видение должно совпадать с тем спектром вопросов, которые поднимали в своих произведениях авторы. 

Возьмите любого классика — все они уже описали глобальные и извечные проблемы человека. Там есть и про любовь, и про обман, и про бизнес, если хотите. Поэтому разделять театральное сообщество на понятия «современный» и «традиционный» (старый) театр неправильно. Что значит старый театр? Вот мы играем сейчас на Большой сцене Лермонтова, Горького, Островского в классической манере — и все билеты проданы.

Современный театр, в моем понимании, — это в первую очередь новая драматургия. Во времена моей юности были Розов, Арбузов, Шукшин, и никто не считал, что этих драматургов должен ставить только современный театр. И в Малом театре в свое время шли их спектакли. Никакой проблемы тогда в этом не было, но сегодня, видимо, кому-то потребовалось ее создать. 

В свое время Станиславский не скрывал, что учился у артистов Малого театра, как и ряд других выдающихся деятелей сцены. Однако тогда все новаторы в театральном мире питали уважение к русскому театру.

Даже с появлением Мейерхольда и Таирова не возникало никаких антагонистических отношений. Наоборот, когда случались какие-то неприятности и горечи, многие ведущие актеры находили убежище и работу в стенах Малого театра.

Сейчас идет разобщение театральной «семьи». У многих сложилось представление, что в современном театре можно всё — вплоть до нецензурной лексики. Но по мне — это уже не театр, а хулиганство. Классики такого в своих произведениях не писали. Да и слов таких, пожалуй, еще не было. Хотя у Пушкина порой проскальзывает что-то пикантное, но он ловко «вкручивает» многоточие, оставляя возможность подобрать нужное словцо самому читателю или зрителю. Я своих студентов учу тому, что многоточие — это недосказанная мысль. И нужно уметь преподнести ее по-актерски, а не вставлять вместо многоточия несколько букв, полагая, что именно в этом и есть «современность» театра.

В День театра я призываю всех своих коллег к цеховой солидарности. Ведь театр, как бы это тривиально ни звучало, по-прежнему выполняет воспитательную функцию. В Азии, Африке, Америке или в России — везде есть свой театр, и он призван будить в человеке лучшие его качества.

В последнее время театр посещает очень много молодежи, и это меня, конечно же, радует. Я вообще считаю, что культуру нужно прививать как можно раньше. Увы, дети зачастую не знают элементарных вещей. Однажды у меня на прослушивании была девушка с хорошими для актрисы данными. Говорю ей, напой мне, пожалуйста, что-нибудь. Она спела на английском. Я ее остановил, попросил по-русски. Девушка задумалась. Говорю, ну хоть «В лесу родилась елочка» спой. Она на меня смотрела так, будто я ей Америку открыл. Стала читать чеховский монолог Нины. Спрашиваю ее, из какой пьесы этот отрывок? Она замолчала. Оказывается, девочка даже «Чайку» не читала, а текст взяла из интернета. Вот поэтому и необходимы эстетическое образование, расширение кругозора с самых ранних лет. А это именно то, что можно получить при помощи театрального искусства.

Я поздравляю всех зрителей и коллег с нашим общим праздником. Будет, конечно, у нас в России и современный театр, и классический. И давайте вместе делать одно общее дело, неся людям праздник и свет, указывая на пороки и врачуя души. С праздником, друзья!

Автор — народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра


Читайте также
Прямой эфир