Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Трамп назначил Келлога ответственным за контакты с руководством Киева
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
Трамп отдал приказ ВС США начать военные действия против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Общество
По факту ДТП в центре Москвы возбуждено уголовное дело
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Русская душа театра

Продюсер Давид Смелянский — о воспитательной силе сценического искусства
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Скоро начнется новый театральный сезон. И каждый год в преддверии этого события возникают вопросы, разговоры о том, в каком состоянии наш современный театр? Не переживает ли он кризис?

Проблемы, безусловно, существуют. Продюсеру сегодня приходится несладко: деньги на спектакли доставать все труднее. Что будет завтра, неизвестно. Плюс ко всему и нынешнее законодательство по сравнению с советским периодом несравненно больше «захламлено», на каждый шаг есть определяющие документы, которые порой противоречат друг другу. Ты находишься в плену чиновничьих постановлений, решений, нововведений. Увеличился административно-бухгалтерский штат, который хоть всё и контролирует, но, как известно, у семи нянек дитя без глазу.

Нередко звучат высказывания о том, что театр должен стать прибыльным. И если государство выделяет деньги, то это стоит делать только на условиях окупаемости. Мне же кажется, что театр — это не финансовая машина, нельзя подходить к нему с такими задачами. Театр всегда должен поддерживаться государством. Разные жанры и разные формы — по-разному, но это должна быть именно поддержка, а не кредиты.

Потому что театр — это ведь не просто развлечение. Это образование души, образование мысли. Я работаю в приемной комиссии в ГИТИСе, слушаю абитуриентов. И, к сожалению, приходится констатировать, что уровень их образования упал катастрофически. Например, вместо того чтобы посмотреть фильм, подростки заходят в интернет и читают краткое содержание. Они становятся поверхностными, не готовыми к погружению в искусство. И эти не их вина — они «герои» своего времени.

Чтобы это «излечить», воспитать зрителя, театр и нужно поддерживать. Ведь чем прекрасен наш театр вне зависимости от стиля и прочих аспектов? Тем, что в нем есть русская душа. В этом его достоинство и отличие от сценического искусства других стран. И если мы начнем гнаться за количеством спектаклей, количеством «обслуженного зрителя», мы сразу потеряем эту уникальность. Мы начнем брать репертуар, который будет не воспитывать публику, а только потакать ей.

Значит ли это, что сейчас всё так плохо? Я не вижу никакой катастрофы — разве что проблемы. И, бесспорно, надежда есть. Во многом такой оптимизм позволяют сохранять зрители. Несмотря ни на что, мы видим необычайный всплеск любви к театру, а также к классической музыке. Так, созданный вместе с Денисом Мацуевым фестиваль Crescendo за 15 лет существования стал международным брендом. В какой бы город мы ни приехали, там всегда переполненные залы. Люди тянутся к высокому искусству.

Что же касается кризисов, то они бывали в театре в любое время. Но я не считаю, что мы переживаем упадок. Другой вопрос, что художественных взлетов сейчас не так много. Но зато интерес аудитории колоссальный. Почему? Потому что человеку нужно отдохновение души. Люди нуждаются в живом общении. Они идут на спектакль либо за радостью, либо за сильными страстями, эмоциями. И всё это наш театр по-прежнему способен дать.

Автор — генеральный продюсер театра Et Cetera и Московского театра мюзикла

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир