Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Русская душа театра

Продюсер Давид Смелянский — о воспитательной силе сценического искусства
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Скоро начнется новый театральный сезон. И каждый год в преддверии этого события возникают вопросы, разговоры о том, в каком состоянии наш современный театр? Не переживает ли он кризис?

Проблемы, безусловно, существуют. Продюсеру сегодня приходится несладко: деньги на спектакли доставать все труднее. Что будет завтра, неизвестно. Плюс ко всему и нынешнее законодательство по сравнению с советским периодом несравненно больше «захламлено», на каждый шаг есть определяющие документы, которые порой противоречат друг другу. Ты находишься в плену чиновничьих постановлений, решений, нововведений. Увеличился административно-бухгалтерский штат, который хоть всё и контролирует, но, как известно, у семи нянек дитя без глазу.

Нередко звучат высказывания о том, что театр должен стать прибыльным. И если государство выделяет деньги, то это стоит делать только на условиях окупаемости. Мне же кажется, что театр — это не финансовая машина, нельзя подходить к нему с такими задачами. Театр всегда должен поддерживаться государством. Разные жанры и разные формы — по-разному, но это должна быть именно поддержка, а не кредиты.

Потому что театр — это ведь не просто развлечение. Это образование души, образование мысли. Я работаю в приемной комиссии в ГИТИСе, слушаю абитуриентов. И, к сожалению, приходится констатировать, что уровень их образования упал катастрофически. Например, вместо того чтобы посмотреть фильм, подростки заходят в интернет и читают краткое содержание. Они становятся поверхностными, не готовыми к погружению в искусство. И эти не их вина — они «герои» своего времени.

Чтобы это «излечить», воспитать зрителя, театр и нужно поддерживать. Ведь чем прекрасен наш театр вне зависимости от стиля и прочих аспектов? Тем, что в нем есть русская душа. В этом его достоинство и отличие от сценического искусства других стран. И если мы начнем гнаться за количеством спектаклей, количеством «обслуженного зрителя», мы сразу потеряем эту уникальность. Мы начнем брать репертуар, который будет не воспитывать публику, а только потакать ей.

Значит ли это, что сейчас всё так плохо? Я не вижу никакой катастрофы — разве что проблемы. И, бесспорно, надежда есть. Во многом такой оптимизм позволяют сохранять зрители. Несмотря ни на что, мы видим необычайный всплеск любви к театру, а также к классической музыке. Так, созданный вместе с Денисом Мацуевым фестиваль Crescendo за 15 лет существования стал международным брендом. В какой бы город мы ни приехали, там всегда переполненные залы. Люди тянутся к высокому искусству.

Что же касается кризисов, то они бывали в театре в любое время. Но я не считаю, что мы переживаем упадок. Другой вопрос, что художественных взлетов сейчас не так много. Но зато интерес аудитории колоссальный. Почему? Потому что человеку нужно отдохновение души. Люди нуждаются в живом общении. Они идут на спектакль либо за радостью, либо за сильными страстями, эмоциями. И всё это наш театр по-прежнему способен дать.

Автор — генеральный продюсер театра Et Cetera и Московского театра мюзикла

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир