Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Филиппо обвинил Каллас в стремлении начать конфликт с Россией
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Спорт
Овечкин побил рекорд НХЛ по голам за сезон среди игроков в возрасте от 30 лет
Пресс-релизы
Первая всероссийская акция «Игрушка ветерану» собрала более тысячи работ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»

Держат ярмарку: что показали на Cosmoscow-2023

В Экспоцентре впервые прошло одно из крупнейших мероприятий современного искусства
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Cosmoscow сменила место проведения, практически отказалась от зарубежных художников в пользу российских авторов из регионов и продемонстрировала уклон в сторону вечного, а не актуального. Крупнейшая отечественная ярмарка современного искусства перебралась из Гостиного Двора в Экспоцентр около Москва-Сити, но, как убедились «Известия», на сути это не особо сказалось. Как, впрочем, и мировые события. О том, что можно и чего нельзя увидеть на Cosmoscow, — в нашем материале.

Гости — не в Гостиный

Встречи в начале сентября в Гостином Дворе — уже традиция для столичного арт-сообщества. Но в этом году привычный сценарий существенно изменился. Во-первых, даты проведения ярмарки сместились на конец месяца. И во-вторых, что еще более важно, теперь у Cosmoscow новое пространство — Экспоцентр. Вместо символического соседства с Кремлем теперь не менее символическая близость к крупному бизнес-кластеру (искусство сегодня — это больше про деньги, чем про политику); вместо пешей доступности от старейших станций метро — еще более близкое расположение к относительно новым «Деловому центру» и «Выставочной».

Но по большому счету всё это менее важно, чем то, что внутри. А там, в сущности, особых изменений нет — ни по организации пространства, ни по содержанию и жанровому наполнению. Зато есть некоторый количественный рост: участвуют 80 галерей вместо прежних 72, заявок же было еще больше — 155. Таким образом, оргкомитет отклонил почти каждую вторую заявку. В число несчастливцев попала и известная Askeri Gallery. Несколько недель назад Полина Аскери опубликовала гневное письмо в адрес Cosmoscow, кулуарный конфликт приобрел медийный резонанс, но так ничем и не завершился — ни примирением, ни публичным выкладыванием карт.

Впрочем, не то чтобы участники скандала сильно потеряли: на днях Аскери открыла собственное выставочное пространство на Патриарших прудах, ну а на Cosmoscow общий уровень всё равно остался достаточно высоким. Крупных имен здесь хватает, но, правда, если не считать тиражной графики и цифровых проектов, почти всё это отечественные авторы. В том числе довольно много региональных. Такова, пожалуй, главная и единственная примета времени. Что же касается тематики, жанров, интонации художественного высказывания — здесь как будто ничего и не изменилось с 2021-го (даже не 2022-го) года. Разве что пандемия живописцев уже не интересует.

Вот новый цикл звездного арт-дуэта ППСС (Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски): «Падение хулигана с забора». При желании в нем можно усмотреть какие угодно аллюзии, но для авторов этих вполне реалистических полотен, кажется, важнее сама динамичная композиция вкупе с фирменной пепперштейновской метаиронией. А вот еще одна монументальная фигуративная вещь 2023 года: «Неоновый лес» Евгения Севастьянова. На холсте изображены огромные грибы, фоном для которых становятся ряды зеленых букв, как в «Матрице». Призывает ли живописец зрителей в мир галлюцинаций или, напротив, пытается их вызволить из плена иллюзий — остается загадкой.

Холсты против NFT

Вообще, надо признать, традиционной (в плане техники) живописи на холсте по-прежнему очень много. Уж сколько лет пророчат вытеснение этого формата новомодным цифровым искусством, инсталляциями и видеоартом, но сердца большинства коллекционеров по-прежнему лежат к картинам, которые можно повесить на стену. Галеристы понимают это, как никто — и привозят на Cosmoscow самое потенциально востребованное.

Нет, конечно, здесь есть и более экспериментальные вещи. Например, три галереи на ярмарке вошли в секцию «Цифра» и по-прежнему делают ставку на NFT-проекты. У SAS Metagallery — прекрасный 3D-арт голландца Даниэля Мартина, попытка представить человека в виде множества виртуальных каркасов. А Generative Gallery демонстрирует перформанс Миши Most: на глазах у посетителей художник управляет роботом, пишущим картину. Наконец, VS Gallery, недавно открывшая собственное пространство на Малой Ордынке, заполнила основную часть стенда метафоричными пейзажами Rinatto l’bank, которые существуют одновременно как принты и как видеоарт.

Сам художник отмечает, что количество NFT-проектов в мире растет, в том числе благодаря нашей стране, но цены — падают.

— Появляются очаги по всему миру в виде цифровых выставок, институций, ярмарок. Система растет. Но в цене некоторый спад, сейчас этап «медвежьего рынка», то есть все впадают в спячку. Криптовалюты дешевеют — и это сказывается на NFT. Однако художников, работающих в данном направлении, стало в полтора-два раза больше, чем год назад. На мировом рынке 60–70% NFT-авторов — именно из стран СНГ, в частности из России, — поделился Rinatto l’bank с «Известиями».

Вышли в тираж

Важная тенденция, которая, кажется, всё больше набирает обороты — тиражная графика. Действительно, это самый простой способ начать коллекционировать искусство. Ведь если цены на уникальные вещи (тем более холсты) измеряются, как правило, в сотнях тысячах рублей, то гравюры и всевозможные принты, в том числе очень крупных художников, можно купить за несколько десятков тысяч. В секции «Тираж» на Cosmoscow — восемь галерей. И в их ассортименте — работы на любой вкус и кошелек. От Рембрандта до Норштейна, от Дали до Пепперштейна.

Скажем, среднеформатные фотогравюры Никиты Алексеева с тиражом 30 экземпляров можно получить за 75 тыс., шелкографии классика советского концептуализма Виктора Пивоварова аналогичного тиража обойдутся в 140 тыс., Марк Шагал и Хоан Миро — от 100 тыс. (но там и тиражи были куда больше). А вот весьма редкий Эгон Шиле — более миллиона рублей. Но это, скорее, исключение.

Особый интерес представляют циклы современных художников, объединенные в livre d’artiste. Такие, как Briefly (2023) Ольги Чернышевой. В большой папке — семь работ: каждая — размытый монохромный пейзаж, увиденный из окна «Сапсана». Тираж — семь экземпляров, но, по сути, всё это индивидуальные вещи.

— Все отпечатки автор потом вручную дорабатывает акварелью, так что каждый экземпляр по-своему уникален, — объяснили «Известиям» сотрудники галереи «ПиранезиLAB».

Стоимость такой папки — 800 тыс., по отдельности листы продаются за 150 тыс. рублей.

Полечили зеленкой

И Чернышева, и Миша Most, и Павел Пепперштейн фигурируют на многих стендах. Среди других актуальных звезд — Ринат Волигамси, Ирина Корина, Семен Мотолянец, Валерий Чтак (увы, известный художник уже несколько лет борется с рассеянным склерозом, и все вырученные средства от продаж его работ со стенда Syntax Gallery пойдут на оплату лечения).

В этом смысле Cosmoscow — хороший индикатор популярности и востребованности современных художников. Но всё же вне конкуренции и по цене, и по вниманию публики — классики XX века. Pop/off/art показывает ленинградского абстракциониста Евгения Михнова-Войтенко и шестидесятника Юрия Злотникова (в том числе вещи из его фирменной серии «Сигнальные системы»), XL Gallery — эротико-хулиганский диптих «Поцелуй желтого квадрата» Виктора Пивоварова 2008 года. Последний оценивают в €55 тыс. Куда уж тут молодежи!

Впрочем, «Художником года» на Cosmoscow-2023 объявили куда менее известного нижегородца Артема Филатова, очевидно, решив тем самым подчеркнуть важность региональных арт-инициатив. Он выставил серию графических работ «Всё исчезнет!», нарисованных обычной медицинской зеленкой и самим своим существованием спорящих с привычным стремлением искусства к максимальной сохранности, поскольку зеленка быстро выцветает.

— Это огромная честь, но, с другой стороны, думаешь: а почему я? Кто-то заслуживает этого больше, разве нет? Выбор художника года вообще сложный. Мне кажется, на моем месте мог бы быть любой, хотя мне приятно внимание, — поделился Артем Филатов с «Известиями» и порекомендовал вовсе не свою работу, а инсталляцию Василия Кононова-Гредина, настоящий «Гелендваген» 1984 года, искореженный и трансформированный в хаотичную гору деталей.

Проект был выполнен для музея PERMM, названного на Cosmoscow «Музеем года». И здесь опять-таки напрашиваются геополитические трактовки: с немецкой земли в нашу сторону в последнее время едут не только автомобили, ну и, случается, превращаются в груду металла. Впрочем, в описании об этом — ни слова. Случайно или нет, но на Cosmoscow старательно обходят любые намеки на современную повестку. Что ж, искусству, похоже, и правда комфортнее в вечности, чем в дне сегодняшнем.

Читайте также
Прямой эфир