Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
ЦБ РФ продлил на полгода ограничения на переводы средств нерезидентов
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Общество
Суд Москвы продлил срок домашнего ареста блогеру Лерчек
Политика
Песков заявил о готовности РФ и США двигаться по пути мирного урегулирования на Украине
Происшествия
Самолет Су-25 потерпел крушение в Приморском крае
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Общество
Ковальчук назначен заместителем председателя Морской коллегии РФ
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Правительство утвердило стратегию реализации семейной и демографической политики
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Общество
Кондратьев доложил Путину о социально-экономическом развитии Краснодарского края
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Общество
Синоптик спрогнозировала облачность и дожди в Москве до конца рабочей недели
Общество
Суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ефремова
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС из-за размытой паводком дороги
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Общество
ФСБ задержала работавшего на Киев сотрудника контрольно-надзорного органа РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Неоновые лампы, фотополимерная смола и даже настоящие стволы берез — все эти материалы использовали молодые художники, представившие свои работы на ярмарке blazar. Пятидневное мероприятие проходило в Москве параллельно со «взрослой» Cosmoscow и вызвало не меньший, а то и больший ажиотаж среди коллекционеров. Видимо, дело в ценах: самые доступные произведения стоили 5 тыс. рублей, и это не только тиражные, но и уникальные вещи. «Известия» подвели итоги blazar.

Попробуй угадай

Ярмарка для художников, которые еще недостаточно раскручены, чтобы быть на Cosmoscow, проводится уже в третий раз. Площадка — второй павильон Музея Москвы — более компактная, чем Гостиный Двор, и лишенная символической близости к Кремлю, но для публики не менее удобная: до метро «Парк культуры» и автобусной остановки на Садовом кольце — рукой подать. Возможно, это одна из причин, почему посетителей на blazar было, по ощущениям, не меньше, чем на Cosmoscow, где представлены все отечественные звезды contemporary art, но точно не главная.

Ключевой фактор — все-таки возможность посмотреть и приобрести настоящее, оригинальное, самобытное искусство за совсем небольшие деньги. Именно здесь начинающие коллекционеры могут сделать первые шаги в этом непростом деле, а уже опытные — проверить свое чутье и попытаться угадать, кто из вчерашних выпускников МГАХИ и других вузов станет знаменитостью и будет продавать произведения в десятки раз дороже.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Карагодина

Большинство экспонентов blazar публике вообще незнакомы, но в этом есть своя прелесть: смотришь не на громкие имена, а на работы как таковые. К тому же почти все они выставлены с ценниками (чего нет на Cosmoscow). И цена эта куда более понятна посетителю, поскольку напрямую зависит от формата, материалов и трудоемкости произведения, а не от абстрактной «репутации» художника.

Деревья и лампочки

Вот, например, эффектная безымянная работа Александры Гарт на стенде петербургской галереи Anna Nova: она заключена в самодельную черную раму, а черно-белое полуабстрактное изображение создано с помощью кальки, спрея, акрила и графита. Но самое интересное, что всё это нанесено поверх лайтбокса, то есть внутри еще и светящиеся лампы. Неудивительно, что стоимость арт-объекта шириной почти метр — 240 тыс., что по меркам blazar весьма дорого. Но там же представлены акварели в десять раз дешевле, а небольшие линогравюры — вообще за 16 тыс.

Кстати, тот же стенд украшают несколько настоящих стволов берез, на которые нанесены загадочные письмена. Судя по тому, что в электронном каталоге, доступном по QR-коду, деревья не значатся, продавать их не планируют, но, если найдутся желающие, кто знает.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Карагодина

Экспозиция blazar удивляет в первую очередь разнообразием материалов. Чего здесь только нет, помимо традиционных холстов и работ на бумаге. Так, художник Гриша Сельский на стенде проекта «Форма Платформа» показывает инсталляции из неоновых трубок, некоторые из которых прикреплены поверх фотографий, отпечатанных на акриловых пластинах (особенно впечатляет заснеженный ночной пейзаж). Как и в случае с лайтбоксами Александры Гарт, здесь требуется подключение к электросети и весьма непростой монтаж, который должны делать по инструкции авторы-профессионалы. Покупателей, однако, технические требования не смутили. Под упомянутым ноктюрном стоимостью 200 тыс. красовалась наклейка Sold out.

— Мы сделали эти работы специально для ярмарки. И все они были проданы. Налицо большой интерес к техно-арту, коллекционерам это очень нравится, — поделилась с «Известиями» эксперт проекта «Форма Платформа» Екатерина Кассина.

Пиджак за NFT

Современные технологии на blazar действительно играют более весомую роль, чем на Cosmoscow. Одна из секций ярмарки целиком посвящена цифровому искусству (впервые), и около всех экспонируемых там работ на этикетках есть QR-коды «Купить NFT». Но любопытно, что виртуальные объекты авторы нередко дополняют физическими. Ансамбль художников Facultative works + Flowgardenz сделали из фотополимерной смолы биоморфные скульптуры, изображающие некую выдуманную флору, и сопроводили их 20-секундным видео, где представленные предметы парят в черноте невесомости. На Rarible лот представлен за 3 эфира, что примерно равно 85 тыс. рублей. А Саша Кочеткова предлагает купить за 0,7 эфира свой цифровой аватар в наряде из маминого гардероба. Причем сам пиджак, купленный в 1970-е в Польше и считавшийся раньше супермодным, идет «в нагрузку».

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Карагодина

Работы для цифровой секции, как и целый ряд произведений для секции независимых художников, отбирала сама ярмарка, а не галереи.

— В третьем выпуске blazar мы решили уделить особое внимание секции независимых художников, которые еще в начале своей карьеры и как никто нуждаются в нашей поддержке. По результатам летнего open сall экспертная комиссия blazar отобрала 60 художников из 1,5 тыс. заявленных, каждый из которых представил на ярмарке от пяти до 20 работ, — рассказал «Известиям» учредитель и директор blazar Александра Лекомцева.

По ее словам, в первые дни работы ярмарки эти вещи продавались в среднем примерно раз в восемь минут. И это не считая галерейных продаж, которые идут не через blazar, а через арендаторов стендов.

Галереи на момент написания материала еще не подвели итоги, но собеседники «Известий» на разных стендах были настроены позитивно.

выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Карагодина

— Продажи есть. Здесь драйв, движуха, молодое искусство, — резюмировал куратор галереи «Триумф» (пожалуй, самого именитого экспонента blazar) Артур Князев.

Причина, почему «Триумф» выставляется именно здесь, а не на Cosmoscow, по словам специалиста, проста: родное двухэтажное пространство галереи на Ильинке находится аккурат напротив Гостиного Двора, так что просто нет смысла дублировать там экспозицию.

Впрочем, учитывая активность публики blazar в этом году, не исключено, что в следующей четвертой ярмарке молодого искусства захотят поучаствовать и другие крупные галереи, традиционно выбиравшие Cosmoscow. Новые поколения и художников, и коллекционеров, кажется, доказали, что их стоит воспринимать всерьез.

Читайте также
Прямой эфир