Тяжелая сила: в России представили новые отечественные грузовики и реанимобили


5 сентября в Москве открылась международная выставка коммерческих автомобилей COMTRANS 2023. На ней представили в том числе отечественные транспортные решения: от реанимобилей и туристических автобусов до тягачей, грузовиков и самосвалов. Хотя российская техника пока не компенсировала дефицит на рынке после ухода иностранных брендов, перспективы есть. Тем более с китайскими автомобилями возникает немало сложностей: запчасти для ремонта иногда приходится ждать месяцами. Что предлагают взамен российские разработчики — в материале «Известий».
Проблемы с иномарками
Автомобильный рынок России переживает нелучшие времена: старые, хорошо знакомые и понятные бренды ушли, а на их месте возникли новые, нередко безымянные, рискующие навсегда такими и остаться — прецеденты были. Едва ли на подобную машину можно возложить обязанности главного семейного транспорта.
Еще сложнее предприятиям. Коммерческий транспорт отличается от легкового или гражданского — это не столько автомобиль, сколько важный инструмент, от простоя которого страдает бизнес.
Компании выбирают машины в свой парк не только по техническим характеристикам, но и по возможности их содержать — обслуживать и ремонтировать. Возникает проблема: на многочисленные китайские автомобили, которыми сейчас замещаются ушедшие бренды, запчасти для техобслуживания находятся с трудом. Когда дело доходит до ремонта после поломки или аварии, нужную деталь порой приходится ждать месяцами. Частный автовладелец может перетерпеть, предприятие — нет.
Второй важный аспект — нагрузки. Обычная легковушка работает вполсилы, перевозя одного или нескольких людей с небольшим багажом. Но коммерческий транспорт всегда едет с грузом, а зачастую и с перегрузом, поэтому список запчастей, которые нуждаются в контроле и достаточно частой замене, намного шире.
Российские логисты вряд ли откажутся от привычной манеры забивать грузовой отсек доверху. Ломаются все, но некоторые чинятся, а некоторые нет. Сегмент коммерческого транспорта в итоге пострадал от санкций и запретов значительно: срок службы автомобилей в разы короче, запчастей нужно больше, а размер не позволяет просто перевезти их в багажнике через границу. К тому же это необходимо делать стабильно, много и постоянно.
Кроме того, в гараже такую машину тоже не обслужишь — нужны специалисты и необходимые инструменты. В итоге европейские, японские и американские автомобили недоступны, а с китайскими немало сложностей. Логичный вопрос: есть ли российские решения, которые позволяют возить грузы и обслуживать транспорт в понятных рамках и перспективах? Ответ — да. И их можно увидеть на выставке COMTRANS 2023.
Российские решения для медиков и туристов
Один из самых больших стендов с многочисленными новинками — у ГК «Современные транспортные технологии». Это крупнейший дистрибьютор коммерческой техники российских производителей: Горьковского автозавода, Павловского и Ликинского автобусных заводов и других. Он представил 16 премьер: от развозных фургонов до седельных тягачей и туристических автобусов.
Самый знакомый, понятный и народный — «Соболь». На стенде их два. Первый, микроавтобус, уже показывали, а второй — одна из самых долгожданных новинок года «Соболь NN 4x4». Любимый в России классический рамный внедорожник, но с абсолютно новой независимой передней подвеской обещает высокий уровень комфорта при сохранении хорошей проходимости. Здесь улучшенный комфортабельный салон — такой же, как на моноприводных «Соболях» поколения NN, повышенный дорожный просвет, блокировки дифференциала не только заднего, но и переднего моста, силовая защита двигателя и радиатора. Обновленная раздаточная коробка с планетарным понижающим редуктором и электронным управлением — полностью отечественная разработка. Покупателю предложат две комплектации: стандартную All-Road и Off-Road, в которую войдут силовые бампера с точками крепления лебедки, шноркель, дополнительная защита элементов трансмиссии и «грязевые» шины.
Тут же стоит еще один хедлайнер выставки — «Газель NN» с роботизированной коробкой передач, тоже созданной российскими разработчиками. Автомобиль построен для служб доставки и прочих городских сервисов, чьи водители вынуждены большую часть смены простаивать в пробках и дорожных заторах. Новинка интегрирована в самую низкую «Газель», которая пройдет по высоте и в подземные паркинги.
Новый реанимационный автомобиль «Газель NN» создан в тесном взаимодействии со Станцией скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова. Практикующие врачи подсказали, что нужно для работы медикам и пациентам. Главное здесь — пневматическая задняя подвеска, которая сгладит дорожные ямы, «лежачих полицейских» и прочие неровности дорог. Пациента не будет трясти, а медикам будет удобно работать в высоком и просторном салоне с оптимальным расположением медицинского оборудования и долговечной металлопластиковой мебелью.
Интересна и машина для экскурсионного обслуживания — туристический вариант автобуса «Газель CITY» с широкой двойной дверью, сама конструкция которой облегчает посадку и высадку большого количества людей. Пневматическая подвеска, большая площадь остекления, мягкое освещение салона, USB-зарядки, кондиционер и 15 эргономичных мягких кресел с откидной спинкой подойдут и туристическим компаниям, и крупным гостиничным комплексам, встречающим и провожающим гостей в аэропортах и на вокзалах.
Главной же туристической «рабочей лошадкой», способной заменить изношенный парк техники отечественных перевозчиков, должен стать туристический лайнер «Круиз» — комфортабельный автобус, предназначенный для дальних поездок. В различных исполнениях он может вмещать от 48 до 51 пассажира, оснащен кондиционером, мультимедийными экранами, биотуалетом, кулером, а также спальным местом для отдыха водителя. Под капотом — дизельный двигатель мощностью 340 л.с., который может быть сопряжен как с механической, так и с автоматической коробкой передач.
Отечественные тягачи и самосвалы
Важным событием стало и представление нового производителя — компании «Нижегородские грузовые автомобили». Она будет выпускать тяжелые грузовики «Валдай» моделей 18, 33 и 45 на территории автомобильного кластера в Нижнем Новгороде. В основе — грузовики китайского производителя, которые отобрали исходя из оптимального соотношения эффективности, безопасности и комфорта, а потом доработали в соответствии с российскими условиями эксплуатации. Разработка подобного автомобиля «с нуля» займет не меньше пяти лет, а машины нужны раньше. Уже идет работа по локализации компонентной базы, которая коснется ключевых агрегатов: кабины, двигателя, коробки передач, рамы и электронных блоков управления.
Ключевая новинка — «Валдай 45», седельный тягач для магистральных перевозок. Он рассчитан на эксплуатацию в составе автопоезда полной массой до 45 т, оснащен двигателем мощностью 470 л.с., роботизированной коробкой передач последнего поколения и пневматической задней подвеской. Запас хода — до 3 тыс. км. Кабина с двумя спальными полками смонтирована на четырехточечной пневмоподвеске и отличается большой внутренней высотой — 190 см. Тормоза всех колес дисковые. С учетом ухода с рынка многочисленных импортных брендов новый седельный тягач точно приобретет популярность в России. А главное, крупнейший российский дистрибьютор СТТ будет обеспечивать сервисное обслуживание. Для дальнобойного транспорта это важно.
Рядом стоит «Валдай 33» — строительный самосвал с колесной формулой 6х4, способный работать не только на шоссе, но и на технологических дорогах карьеров, стройплощадок, а также на грунтовках и разбитых полевых стежках. Акцент на надежности и стойкости к перегрузу: машина комплектуется 9-тонной передней осью и 16-тонными мостами тележки. В движение она приводится эластичным и комфортным дизелем в 400 л.с.
Стоит упомянуть и про шасси «Валдай 18» грузоподъемностью до 12 т, которое отличается богатейшей вариативностью исполнения. Здесь есть три варианта колесной базы, двух- или трехместная кабина с опционным спальным местом, возможность выбора пневматической или рессорной задней подвески, отбор мощности и главные пары под различные условия применения. Машина станет основой для монтажа широкой гаммы надстроек: от простого рефрижератора до эвакуатора, мусоровоза или подъемника для обслуживания электросетей.
И это лишь один стенд и далеко не все его экспонаты. Несмотря на нашествие китайских брендов, российским производителям есть что показать и чем удивить. Нельзя сказать, что дефицит техники исчез, но перспективы насыщения рынка с опорой на собственные силы уже просматриваются.