Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Рынок коммерческих автомобилей показал рост в июле. Наибольшим спросом пользовались тяжелые грузовики, продажи которых удвоились в сравнении с прошлым годом. Несмотря на то что китайские производители замещают ушедшие марки, рост рынка тормозится дефицитом в некоторых сегментах, говорят эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Лучший результат

В июле рынок новых грузовиков вырос на 98% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — такие данные приводит агентство «Автостат», основываясь на количестве выданных ЭПТС. Результат 13 147 штук пока лучший с начала года. Первенство сохраняет КамАЗ, который занимает пятую часть рынка. Тем не менее в июле он показал рост всего на 4%. Российскому производителю грузовиков «дышат в затылок» китайские марки — Sitrak (2550 шт.), Shacman (2081 шт.), FAW (1608 шт.) и Howo (563 шт). Причем Shacman увеличил продажи вдвое, а FAW — в 3,5 раза.

Sitrak C7H

Sitrak C7H

Фото: ситрак-россия.рф

Самым популярным грузовиком стал Sitrak C7H, который по итогам июля был реализован в количестве 2549 единиц. Также в топ-5 вошли три китайских модели FAW CA3310 (923 шт.), Shacman SX3258 (640 шт.), Shacman SX3318 (579 шт.) и только один КамАЗ-65115 (510 шт.).

Сегмент тяжелых грузовиков рос практически каждый месяц с начала года и с января по июль достиг 75 868 единиц, что на 71% больше, чем в 2022-м.

Наполнили ГАЗом

Динамика рынка легких коммерческих автомобилей (LCV) не отличается стабильностью, отмечают в «Автостате». Объем продаж в январе–июле 2023 года 44 645 автомобилей, что на 0,8% меньше прошлогоднего результата. Июльские продажи продемонстрировали рост на 45% в сравнении с июлем 2022 года. За месяц было реализовано 6916 штук, причем 63% приходятся на продукцию Группы ГАЗ (4360 машин). Объем продаж автомобилей ГАЗ вырос в июле на 60%, УАЗ, в свою очередь, подрос на 29%, до 118 машин, на третьем месте еще один российский производитель — новичок Sollers c результатом 510 машин. Замыкает пятерку Lada (306 шт.) с оставшимися коммерческими моделями на базе «Гранты» и «Нивы» и Hyundai (194 шт.)

машина

«Газель» Next

Фото: azgaz

Наиболее востребованным стало семейство автомобилей «Газель» Next, продажи которого в июле достигли 2714 штук. Меньшей популярностью пользовались «Газели» прошлого семейства «Бизнес» — ГАЗ-3302 (591 шт.) и ГАЗ-2752 (423 шт.). В топ-5 популярных моделей также вошли УАЗ-3909 (479 шт.) и фургон Sollers Atlant (400 шт.).

Бюджетники для пассажиров

Продукция Группы ГАЗ играет ведущую роль и в сегменте автобусов и стала драйвером его роста в июле — плюс 22%, 1102 штук. Здесь более 40% продаж приходится на марку ПА3 — ее продажи достигли 465 единиц (+54% в сравнении с прошлым годом). На втором месте китайский бренд Yutong (248 шт.), на третьем — отечественные Volgabus (72 шт.) и «НефАЗ» (67 шт.) и белорусский «МАЗ» (43 шт.).

Среди самых востребованных моделей бюджетная линейка ПАЗ-3204 (195 шт.), полноприводный 3206 (112 шт.) и работающий на газовом топливе 3205 (95 шт.). В пятерку вошли китайский автобус пригородного класса Yutong ZK6938HB9 (83 шт.) и городской Volgabus 4298 (72 шт.).

ПАЗ

ПАЗ-3204

Фото: commons.wikimedia.org

Сегмент автобусов неплохо растет с начала года, за семь месяцев продажи достигли 9639 единиц, что на 34% больше, чем в январе–июле 2022 года.

Рост рынка коммерческих автомобилей эксперты в первую очередь объясняют низкой базой — падение продаж в прошлом году было существенным из-за антироссийских санкций и ухода из России ряда производителей. Ушедших активно замещают китайские бренды.

Заменили не всех

Уже в первые месяцы 2023 года, по данным маркетингового агентства НАПИ, доля китайских производителей тяжелых грузовиков превысила 53,4%. В сегменте самосвалов доля «китайцев» достигла 80%, в сегменте седельных тягачей — 64%. Легкие коммерческие автомобили и автобусы пока преимущественно российские, доля машин из КНР в этих классах скромная.

В сегменте LCV сложился серьезный дефицит машин — заменить развозные фургоны-«каблучки» пока нечем. Ввозить эти бюджетные модели параллельным импортом невыгодно, считает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Сборка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Даже некогда сверхопопулярную модель Lada Largus АвтоВАЗ выпускать не может из-за сложностей с комплектующими. Производство машины должны были возобновить осенью, но теперь ограничатся небольшой партией электромобилей на ее базе. На днях Волжский автозавод сообщил о переносе выпуска «Ларгуса» на новую площадку в Ижевск, который обещают завершить во II квартале следующего года.

Независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев сомневается, что АвтоВАЗ возобновит выпуск Lada Largus в «классическом понимании».

— АвтоВАЗ, скорее всего, представит какую-то грузопассажирскую «Весту», которую и назовут «Ларгус». С перегородкой, более высокой крышей и увеличением грузового объема хотя бы до двух кубов, — отметил эксперт.

Утильсбор и госпрограммы

Рост июльских продаж связан с ожиданием роста цен из-за изменений ставок утилизационного сбора, считает Игорь Моржаретто.

— Все понимают, что грядет подорожание, и у дилеров еще есть машины по старым ценам. Никто не хочет переплачивать, — отметил он.

Напомним, что с 1 августа повышен размер утилизационного сбора на автомобили, в том числе легкие коммерческие, грузовые и автобусы. На модели LCV ставки увеличиваются в 2,5–3,4 раза, на тяжелые грузовики — в 1,7 раза, на автобусы — в 2,2–4,8 раза, а на электробусы — в 8,7 раза.

Электробус
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Что касается автобусов, то рост продаж здесь обусловлен госпрограммами обновления региональных парков, уверен Моржаретто.

— В этом году были выделены большие деньги на обновление парка, вот регионы и бросились скупать автобусы. Тем более что на следующее полугодие эту программу урезали, — отмечает эксперт.

Увеличение продаж связано в том числе с действием постановления правительства РФ № 525 по поддержке субъектов РФ в виде бюджетных кредитов на срок до 15 лет с процентной ставкой 3% годовых, рассказал источник на рынке коммерческого транспорта. Государственные программы льготного кредитования и другие меры господдержки позволяют пассажироперевозчикам заниматься обновлением автопарка, минимизируя затраты и не создавая рисков для стабильности бизнеса.

Автобус

Покрасочный цех Павловского автобусного завода

Фото: РИА Новости/Олег Золото

— Продукция Павловского автобусного завода является наиболее востребованной на рынке пассажирских перевозок. Современный модельный ряд завода включает автобусы малого и среднего классов для городских, пригородных и междугородных поездок, работающие на различных видах топлива (бензин, дизель, газ). Флагманским продуктом является семейство «Вектор NEXT», подтвердившее свои высокие потребительские качества и надежность на маршрутах со сложным рельефом и в самых суровых климатических зонах, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ПАЗа.

Циклопические темпы

Сергей Бургазлиев признает, что фактор повышения утильсбора сыграл свою роль в июльских продажах.

— В целом у нас рынок и до июля прирастал циклопическими темпами, потому что был очень большой провал в прошлом году. Это фактор отложенного спроса, и в следующем году такого масштабного прироста, конечно, не будет. В этом году рынок грузовиков точно перевалит за 100 тыс. штук, — считает Бургазлиев.

Читайте также
Прямой эфир