Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Критики называли ее «советской Мэрилин Монро», а зрители единодушно считали одной из красивейших актрис отечественного кино. Ее нет с нами уже больше десяти лет, а в социальных сетях до сих пор существуют многотысячные группы ее поклонников, которые делятся друг с другом фотографиями и редкими записями с участием любимой артистки. Наверное, ее неувядающая популярность связана, помимо прочего, с точным попаданием в нерв эпохи: она не только играла роковых красоток и бандитских подружек, но и сама была натурой яркой и мятущейся, не боялась жить на полную катушку и ушла во цвете лет. Сегодня, 14 января, Анне Самохиной исполнилось бы 60. О жизни и карьере рано ушедшей звезды вспоминают «Известия».

Из общаги — на подмостки

Анна Самохина (урожденная Подгорная) родилась 14 января 1963 года в городке Гурьевск Кемеровской области. Вскоре после этого ее родители переехали в Череповец и устроились на металлургический комбинат, где отец девочки работал в литейном цехе, а мать — в конструкторском бюро. Семья не относилась к числу благополучных: отец сильно пил, скандалы происходили почти ежедневно. Завод выделил им комнату в семейном общежитии, но Ане и ее старшей сестре там было не слишком уютно из-за пьяных выходок отца. Поэтому спали они чаще всего на общей кухне, на брошенных в угол матрасах. Впрочем, соседи по большей части также грешили любовью к спиртному. Регулярные пьяные драки и скандалы были главным воспоминанием Анны о раннем детстве. Она не раз вспоминала о том, как нетрезвый сосед с бранью ломился к ним в комнату. Пятилетняя Аня была дома одна — и стояла посреди комнаты с топором, готовая защищаться.

Когда девочке исполнилось восемь лет, отец умер от последствий пьянства. А вскоре семья переехала из общежития в собственную комнату в коммуналке. Как рассказывала Анна позднее, этому счастью они были обязаны напористости матери и забавному совпадению: их фамилия совпадала с фамилией одного из членов ЦК КПСС, Николая Подгорного. Мать девочки написала ему письмо — и оно сработало. А вскоре мать отдала артистичную дочку в музыкальную школу. Она мечтала выдать Анну замуж за военного и считала, что умение играть на пианино приблизит желанную партию.

Музыка действительно стала для девочки радостью и отдушиной. В 14 лет ее приняли в Череповецкий народный театр. Но даже тогда она не задумывалась всерьез об актерской карьере. К сцене ее подтолкнула первая юношеская любовь. С одноклассником по имени Герман они гуляли по улицам, он читал девушке стихи — их чувство было по-детски невинным, но родители мальчика всполошились, опасаясь, что их мечты о блестящем будущем для сына разобьются из-за провинциальной красавицы. Германа отправили на учебу в Москву.

Сердце Ани было разбито — но тут впервые проявился ее твердый характер. Она решила доказать бывшему возлюбленному, что он потерял свою жар-птицу, заставить его пожалеть о своем сыновнем послушании. Она решила стать знаменитой артисткой — и, едва окончив восьмой класс, подала документы в Ярославское театральное училище. Симпатичную музыкальную девушку приняли на курс Сергея Тихонова. И тут же ее настигла новая любовь. На сей раз ее избранником стал однокурсник Александр Самохин. Он считался самым красивым парнем в училище, и многие недоумевали, чем ему приглянулась 15-летняя девочка. Но сплетни и пересуды не помешали роману: как только Анне исполнилось 16, они поженились, а окончив училище, вместе уехали по распределению в Ростовский ТЮЗ.

В Ростове у пары родилась дочь, названная в честь отца Александрой. Ее рождение круто изменило жизнь Анны Самохиной: ее тут же убрали из всех спектаклей, в которых она играла. Анна договорилась с матерью, что та будет заботиться о внучке, и была готова выйти на сцену уже через два месяца после рождения ребенка. Но единственной ролью, которую ей предложили, стала роль Анчутки в детском спектакле «Кикимора». Анна была в отчаянии и уже уговаривала мужа уехать из Ростова…

Но тут в дело вмешался случай. В общежитие актеров Ростовского ТЮЗа приехал ассистент режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, готовившегося снимать фильм «Узник замка Иф» по роману Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Режиссер хотел найти новую, не известную публике актрису на роль Мерседес. Анна попалась ему на глаза как раз вовремя. Вскоре она уже спешила в Москву на пробы, после которых, хоть и не без колебаний, ее утвердили на роль.

Внимание, мотор!

Позднее театральные режиссеры, работавшие с Самохиной в Ростове-на-Дону, в один голос говорили: кино сделало из нее большую актрису. Именно перед камерой в полной мере раскрылся ее талант. А может быть, дело было в поддержке со стороны партнеров по съемочной площадке. 24-летняя провинциальная артистка оказалась в звездной компании: в фильме были заняты Алексей Петренко, Михаил Боярский, Евгений Дворжецкий. И Анна достойно смотрелась рядом с ними.

Одним из ее партнеров по фильму стал латышский актер Арнис Лицитис, сыгравший прокурора де Вильфора. На съемочной площадке между ними завязался роман, растянувшийся на несколько лет. Однако оба, состоя в браке, не захотели разрушать семьи. Их отношения ограничивались временем съемок: вскоре после выхода «Узника замка Иф» они оба стали сниматься в фильме Юрия Кары «Воры в законе». Режиссер пригласил Самохину, впечатлившись ее работой у Юнгвальд-Хилькевича. Актриса оказалась чрезвычайно органичной в роли роковой красавицы Риты, составив достойную экранную пару Валентину Гафту. Позднее она не раз тепло вспоминала о том, насколько комфортно ей было работать с ним и как много она почерпнула из их профессионального сотрудничества.

Анна Самохина в роли Риты на съемках художественного фильма «Воры в законе» режиссера Юрия Кары

Фото: РИА Новости

Фильм был негативно воспринят критиками, а вот зрители были от него в восторге: аудитория «Воров в законе» составила почти 40 млн человек. Анна Самохина стала настоящей звездой. От режиссерских предложений теперь не было отбоя: в последующие годы она снялась в роли княжны Таракановой в исторической драме Виталия Мельникова «Царская охота», где ее партнером стал секс-символ советского кино Николай Еременко, и в музыкальном фильме «Дон Сезар де Базан», где ей вновь довелось поработать с Михаилом Боярским. Вместе с мужем и дочерью переехала в Санкт-Петербург, с 1989 года играла в труппе Театра имени Ленинского комсомола. Звездный статус и общенациональная слава обеспечивали ей постоянную занятость в кино: в начале 1990-х она сыграла больше десятка ролей в фильмах самых разных жанров.

Однако к середине 90-х ситуация в кино резко изменилась: фильмов снимали мало, предложений ролей почти не было. Но Самохина не могла сидеть без работы: она много занималась конферансом, работая в паре с заслуженным артистом России Николаем Поздеевым. «Конферанс был для нее в те годы отдушиной, как для актрисы, которая хочет, но не может пока играть», — вспоминал позднее Поздеев в интервью «Комсомольской правде». Кроме того, актриса решила попробовать себя в поп-музыке и записала совместный альбом с Дмитрием Нагиевым.

Новое время, новые роли

Первый брак Анны Самохиной распался в 1994 году. Она вышла замуж за бизнесмена Дмитрия Конорова — как позднее призналась актриса, он так красиво ухаживал за ней, что устоять она просто не смогла. Коноров помог ей создать собственную киностудию «Диапазон», которая в 1996 году представила в Монако фильм «Гроза над Русью». В картине сыграли свои последние роли Сергей Бондарчук и Олег Борисов. Кроме того, при поддержке мужа Самохина открыла в Санкт-Петербурге два ресторана — «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский» — и с увлечением занялась ресторанным бизнесом, сама разрабатывая меню и встречая гостей.

Впрочем, через несколько лет отношения с Коноровым себя изжили. Расставшись со вторым мужем и оставив рестораны, переставшие приносить доход, Анна вновь вернулась в кино и на сцену. Наступала эпоха сериалов, и Самохину вновь наперебой приглашали на съемочные площадки не забывшие ее режиссеры.

В 2004 году Анна Самохина в третий раз вышла замуж — за бывшего таможенника Евгения Федорова. Однако этот брак оказался недолгим — муж хотел, чтобы Анна оставалась дома и занималась семьей, а она мечтала вновь вернуться к работе. Первыми значимыми ее работами после долгого творческого простоя стали роли в сериале «Улицы разбитых фонарей 2» и кинофильме «Китайский сервиз». За ними последовали «Бандитский Петербург» и «Черный ворон», в котором Самохина запомнилась зрителям еще одной ролью роковой красавицы — потомственной колдуньи Ады Захаржевской. В общей сложности в 2000-х она сыграла около двух десятков ролей, почти каждая из которых стала яркой и запоминающейся.

Одновременно с кино Самохина вернулась и на театральные подмостки. В 2003 году она начала репетировать роль Жозефины Богарне в спектакле «Жозефина и Наполеон» драматического театра «Колесо» в Тольятти. Премьера спектакля состоялась 8 марта 2004 года и стала чрезвычайно успешной. Чтобы посмотреть на Самохину, люди приезжали из соседних городов. Впоследствии спектакль был с аншлагом показан в Самаре и Санкт-Петербурге. А вскоре Анна Самохина вновь вышла на питерскую сцену сразу в нескольких антрепризных спектаклях — «Влюбленный Мопассан» «Театрального центра на Коломенской», в спектаклях театра «Русская антреприза имени Андрея Миронова» и Санкт-Петербургского антрепризного театра комедий. В 2010 году она вместе с Дмитрием Харатьяном должна была приступить к репетициям спектакля «Ах, этот Ходжа Насреддин» по пьесе Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Но болезнь разрушила эти планы.

В конце ноября 2009 года актрису начали мучить сильные боли в желудке. Обследование выявило у Анны Самохиной рак желудка последней, неоперабельной стадии. По свидетельствам близких, актриса сгорела за несколько недель. Последние дни она провела в хосписе, не желая, чтобы ее видели больной и беспомощной. Анны Самохиной не стало 8 февраля 2010 года. Она похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.

Читайте также
Прямой эфир