Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одну из главных красавиц советского кино 1960–1970-х обожают уже несколько поколений зрителей — и как романтическую Нину из «Кавказской пленницы», и как зловещую Панночку из нестареющей экранизации гоголевского «Вия». Сегодня, 22 июня, Наталье Варлей исполнилось 75 лет. «Известия» присоединяются к поздравлениям.

Неотразимая и грозная

Наталья Варлей стала всенародной любимицей, сыграв главную роль в комедии Леонида Гайдая 1966 года «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Однако после этого, казалось бы, ослепительного успеха только что взошедшая кинозвезда не слишком стремилась сниматься дальше и расставаться с цирком, в который влюбилась в детстве, а потом окончила акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства по специальности «артистка-эквилибристка».

Возможно, кино не затянуло бы Наталью Варлей после «Кавказской пленницы», если бы не следующее предложение. Роль Панночки в экранизации гоголевской повести «Вий» сулила начинающей актрисе возможность попробовать нечто абсолютно противоположное лучезарной жизнерадостной «кавказской пленнице» Нине, «студентке, спортсменке, комсомолке и просто красавице». Кажется, эта безупречная и неотразимая Нина специально вылеплена Гайдаем как плакатный образ идеальной девушки без изъяна, чей образ не требует от актрисы напряженной душевной работы: достаточно демонстрировать свои природные данные и цирковую физическую подготовку, блеск в глазах и белозубую улыбку.

А озвучившая Нину Надежда Румянцева с ее задорным голосом и инфантильным смехом окончательно превращает героиню из советской pin up girl в невероятных фиолетовых колготках чуть ли не в персонажа мультфильма. Решение режиссера доверить озвучку Нины профессиональной актрисе нанесло Наталье Варлей сильную психологическую травму, которую вряд ли в полной мере компенсировал комплимент классика советского кино и директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, после просмотра рабочего материала «Кавказской пленницы» сказавшего: «Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова!»

«Вий»

Кадр из фильма «Вий»

Фото: Луч

Найти своего режиссера

О том, чего (точнее, кого) Наталье Варлей не хватило для превращения в кинематографическую икону такого же масштаба, как Орлова, актриса размышляет в своей автобиографии «Канатоходка»: «Для того чтобы стать «новой Любовью Орловой», недостаточно внешних данных, способностей, трудолюбия, таланта и стечения обстоятельств! Для этого нужен Григорий Александров, который все это соберет, сбережет, найдет подходящий материал, достойное обрамление, сумеет ярко преподнести...»

Важность встречи со своим режиссером — один из лейтмотивов в книге Натальи Варлей, определяющей жизнь как «сложный, мучительный и часто опасный баланс между любовью и нелюбовью, справедливостью и несправедливостью, пониманием и непониманием» ... В своих мемуарах актриса далека от того, чтобы сетовать на свою карьерную несостоятельность, но слишком хорошо понимает, что без правильно увидевшего тебя режиссера актер так и останется реализованным лишь отчасти: «Я снялась в 61 фильме — у режиссеров разной степени профессионализма и таланта, но самыми популярными и яркими так и остались роли в «Кавказской пленнице» и «Вие»... А ведь и в самых проходных и уже забытых картинах иногда я и сама вижу, какой был потенциал».

«Кавказская пленница»

Кадр из фильма «Кавказская пленница»

Фото: Госкино

Принцесса цирка

До «Кавказской пленницы» Наталья Варлей уже имела небольшой кинематографический опыт, начав сниматься еще между первым и вторым курсами циркового училища: сначала в дипломной короткометражке выпускника ВГИКа Эльера Ишмухамедова по рассказу Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери». С тех пор Грин остается одним из самых любимых писателей Натальи Варлей, и что-то от его трепетной героини, упорно дожидающейся несбыточных алых парусов, так или иначе просвечивает во всех сыгранных ею женщинах. Даже в тех, кого можно считать отрицательными героинями, хотя таких у Варлей раз-два и обчелся. И в гоголевской ведьме Панночке есть что-то бесконечно печальное и трогательное, и даже злая колдунья Бастинда из фильма Павла Арсенова «Волшебник изумрудного города» тает в финале так же трагически, как нежная Снегурочка, вызывая искреннее сочувствие.

Снегурочка — образ, который кажется идеально соответствующим психофизике Натальи Варлей, в годы учебы в театральном училище имени Б.В. Щукина подрабатывавшей дочкой Деда Мороза на городских елках, а потом сыгравшей героиню одноименной пьесы Островского в спектакле главного режиссера Театра им. Вахтангова Евгения Симонова. «Сегодня, когда мной сыграно столько ролей — и классических, и современных, — можно с полной уверенностью сказать, что в списке самых дорогих, самых желанных и близких Снегурочка стоит в самом начале этого списка», — пишет в своей книге Наталья Варлей, во всех героинях которой есть что-то от Снегурочки: какая-то внутренняя замороженность, напряженность, настороженность и страх перед человеческим теплом, исходящим от мужчин, которые порой слишком настойчиво тянутся к ее красоте, доброте и обаянию.

«Соло для слона с оркестром»

Кадр из фильма «Соло для слона с оркестром»

Фото: Filmové Studio Barrandov

Перемена участи

Став кинозвездой после «Кавказской пленницы» и «Вия», Варлей сделала перерыв в съемках на время учебы в театральном институте, но уже в конце третьего курса студентке-отличнице разрешили сняться в военной драме «Золото» Дамира Вятича-Бережных по роману Бориса Полевого. В этом фильме звезду гайдаевской комедии узнать практически невозможно, и не только потому, что Варлей в роли машинистки госбанка, спасающей от фашистов 17 кг народных сокровищ, превратилась в блондинку с кудряшками, но и потому, что рисунок роли тут совсем другой, более замысловатый, требующий внутренней трансформации по мере превращения героини из веселой легкомысленной девчонки во взрослого человека, столкнувшегося со смертью лицом к лицу.

Найденные Варлей в «Золоте» актерские краски, передающие весь ужас такого столкновения, потом использовали Александр Алов и Владимир Наумов в «Беге», где эпизодическая «девушка с козой» в исполнении Варлей становится одним из символов отчаяния: «Неожиданно на поле боя появляется девушка, которая бежит и тащит за собой на веревке козу. Бежит, падает в грязь, вскакивает и опять бежит. И что-то кричит. Ее почти не слышно за топотом и грохотом, но по артикуляции понятно, что она пытается остановить бой, братоубийственную бойню», — вспоминает Наталья Варлей.

В ее фильмографии военные драмы в 1970-е соседствовали с бодрыми комедиями, порой на цирковые сюжеты (например, чешско-советская копродукция «Соло для слона с оркестром»), где по-прежнему требовалась прежде всего «хорошенькая, складненькая девушка со спортивной фигуркой», как выражается сама актриса. Но даже в такие простенькие одномерные роли Наталья Варлей с ее затаившейся в глазах печалью без видимых усилий привносит объем и загадку, заставляя подозревать какую-то сложную предысторию персонажа, оставшуюся за кадром (хотя, возможно, даже авторы сценария об этом и не задумывались).

«Ливень»

Кадр из фильма «Ливень»

Фото: Узбекфильм

Эта печальная тень, это ощущение хрупкости, уязвимости и беззащитности героини, придающее всему сюжету дополнительную тонкость и надлом, ощущается в лучших работах Натальи Варлей. В психологической драме Учкуна Назарова «Ливень», где она олицетворяет женский страх одиночества и отчаянную жажду невозможного счастья. Или в мелодраме Владимира Бортко «Мой папа — идеалист», где ее героиня, артистка оперетты, расставшаяся с мечтой танцевать Жизель, — воплощенная ранимость и закомплексованность. Или в фильме Льва Мирского «Так и будет», где у Варлей, по сути, две роли — в молодости и 20 лет спустя, но в обеих ипостасях она остается принципиальной женщиной, не понимающей слишком «деловитого», прагматичного мировосприятия и беспечной игры на чужих чувствах.

Сыгранные Натальей Варлей персонажи неизменно воплощают в самых разных фильмах честное, серьезное и бережное отношение к чужим эмоциям, даже если речь идет о, казалось бы, беззаботной комедии, как, например, в телефильме «Три дня в Москве» Алексея Коренева. В его финале чувствительный младший лейтенант милиции Оля исполняет лирический шлягер, не менее популярный, чем «Песенка о медведях» из «Кавказской пленницы», — «Ты говоришь мне о любви»: Наталья Варлей снова вынуждена петь не своим голосом, но так грустно и пронзительно смотрит с экрана, как будто каждое слово песни рождается в душе героини прямо на наших глазах.

Читайте также
Прямой эфир