Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летей давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

О своей самой знаменитой у широкого зрителя роли — Миледи Винтер в музыкальном телефильме «Д’Артаньян и три мушкетера» — Маргарита Терехова нередко говорила со снисходительным юмором. Неудивительно: авантюристка из романа Александра Дюма была совсем несложной, развлекательной задачей для актрисы, находившейся на пике формы, в зените славы и уже проявившей тончайшее мастерство в автобиографической драме Андрея Тарковского «Зеркало». 25 августа Маргарите Борисовне исполнилось 80 лет — «Известия» присоединяются к поздравлениям.

Блики и тени

В «Зеркале» именно Терехова служит своеобразным «рефлектором», психологическим отражением комплексов автора по поводу его отношений с матерью и бывшей женой. Две женщины, по-своему обиженные на героя, который «ни с кем не может жить нормально» и «разговаривать по-человечески», в его восприятии то и дело сливаются в единое целое. Обе роли играет Терехова, и рядом с ней в кадре практически всегда — зеркало, к которому она обращается, ведя бесконечный диалог с остающимся за кадром автором-рассказчиком. В первых кадрах фильма Терехова еще выглядит как обычная деревенская жительница — сидящая на заборе блондинка с сигаретой, с которой кокетничает попытавшийся пристроиться рядом прохожий, обрушивающий забор вместе с героиней: «Всегда приятно упасть с интересной женщиной». Однако по мере погружения режиссера в воспоминания, интроспекцию и попытки реконструировать свой образ в восприятии самых близких женщин, у которых накопилось к нему немало претензий, Терехова трансформируется, становясь всё более сложным и точным инструментом, отражающим тонкие нюансы настроений автора, его подсознательные страхи и иллюзии, его жалость к самым любимым людям и чувство вины.

Маргарита Терехова

Маргарита Терехова, кадр из фильма Андрея Тарковского «Зеркало»

Фото: Global Look Press/ Igor Gnevashev

Самое неожиданное в «Зеркале» — сравнение стройной, грациозной и красивой героини с хромой юродивой Марьей Тимофеевной Лебядкиной из романа «Бесы», которая служила Достоевскому своеобразным, искаженным, изломанным и болезненным воплощением «вечной женственности». Обнаружив это парадоксальное сходство, Тарковский устами другого женского персонажа обрушивает на свою мать поток обвинений в эгоизме, неправильном поведении с мужем и плохом воспитании детей, словно проводя своеобразный сеанс вскрывающего детские травмы психоанализа. В этот момент лицо Тереховой так же удивительно резонирует с авторскими переживаниями, как и в других эпизодах — со стихами Арсения Тарковского, служащими эмоциональным и философским лейтмотивом фильма.

Впрочем, Тарковский видел Терехову не только в роли Лебядкиной: обдумывая замысел семисерийного фильма по роману «Идиот», он был уверен, что актриса гениально могла бы сыграть Настасью Филипповну, и действительно, трудно представить более подходящую исполнительницу этой роли. К сожалению, этот замысел остался нереализованным, и лишь в 1990 году Терехова смогла передать своеобразный «привет» Настасье Филипповне в малоизвестном и не дошедшем до зрителя режиссерском дебюте Веры Глаголевой «Сломанный свет», где в одном из эпизодов героиня Тереховой репетирует в вычурной постановке «Идиота».

Врачевание душ

В том же 1990-м Терехова снялась в психологической драме эстонца Арво Ихо «Только для сумасшедших» — одна из лучших и сложнейших ролей актрисы, принесшая ей несколько призов международных кинофестивалей. Сыгранная Тереховой медсестра психиатрической больницы, оказывающая пациентам сексуальную помощь и тем самым спасающая их от самоубийства, не уступает героиням Достоевского по бесстрашию и отчаянной готовности жить вразрез с ханжескими предрассудками, по которым ее поведение считается аморальным. Определенное бесстрашие потребовалось и от самой актрисы, в том числе и для откровенной сцены, которая сыграна смело, но тактично и целомудренно, на том редком контрастном сочетании, которое отличает многие тереховские работы: при исключительной притягательности, героинь Тереховой всегда окружает холодок неприступности.

Он ощущается, даже когда она играет женщин весьма доступных, не слишком строгих правил, а режиссер заставляет повысить градус до предела. Например, в телеспектакле Романа Виктюка «История кавалера де Грие и Манон Леско», где Терехова с головой ныряет в главную роль, вкладывая весь свой бездонный sex appeal в такой классический литературный эталон женственности, как противоречивая и взбалмошная Манон Леско, полная неотразимой порочности, но в то же время и неподдельной преданности.

Похожая, переливающаяся, как ртуть, и порой пугающая своей непредсказуемостью «вечная женственность» вторгается в скучный холостяцкий быт ученого «сухаря», профессора Сретенского в драме Ильи Авербаха «Монолог», где Терехова играет любвеобильную профессорскую дочь Тасю, живущую под девизом: «Он сел рядом и взглянул на меня — и сразу всё закружилось и пошло прахом». На протяжении фильма, охватывающего несколько десятков лет, неутомимая Тася меняет не только девичьи косички на роскошный шиньон, но и нескольких мужей, которые смотрят на нее с обожанием и испугом.

Поджигающая взглядом

Вообще героини Тереховой умеют мгновенно вызывать у мужчин не только вполне понятное вожделение, но и оторопь: достаточно одного ее пристального взгляда и презрительного движения поджатых губ, чтобы человек почувствовал себя, как микроб под микроскопом, которого видно насквозь. Характерный пример — камерная лаконичная мелодрама Валерия Ахадова «Кто поедет в Трускавец», где у Маргариты Тереховой складывается запоминающийся дуэт с Александром Кайдановским. Его герой, завзятый плейбой, применяя к новой знакомой надежную и испытанную схему обольщения, оказывается поражен ее проницательностью и тем «неприкрытым цинизмом», с которым она может предсказать его каждое действие поминутно.

Так же уверенно гнет свою линию и чувствует превосходство, несмотря ни на что, учительница литературы в киноповести Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра», попавшая в физико-математическую школу, то есть в довольно некомфортную мужскую среду, где под преувеличенной галантностью скрывается нутряной сексизм и высокомерие к гуманитариям. Скучноватому, поверхностному образу образцово-показательной Антонины Сергеевны, которая стремится воспитать гармоничную личность, выразительно декламируя Есенина и Маяковского, Терехова придает иронию и объем насмешливыми гримасами и ехидным прищуром. Слушая подростков, героиня Тереховой страдальчески закусывает то одну, то другую губу, словно стараясь не расхохотаться в ответ на особенно наивные реплики, и одним неуловимым движением ноздрей передает свое ироничное отношение к максималистским рассуждениям самонадеянных старшеклассников о том, что будущим Эйнштейнам Достоевский ни к чему.

Маргарита Терехова

Маргарита Терехова

Фото: Global Look Press

Если внимательно присмотреться к той же самой Миледи, можно заметить, что Терехова играет свою антигероиню не только с искренним сочувствием, но и с изрядной долей иронии, на грани пародии, сознательно утрируя образ роковой злодейки, уверенной, что ее боится сам кардинал. В Миледи ощущается та тщательно отмеренная толика комичного жеманства, которое Терехова нарочно добавляет в свои самые популярные роли, словно в насмешку над своими экзальтированными костюмированными героинями (в телемюзиклах Яна Фрида «Собака на сене» и «Благочестивая Марта»), давая понять, что сама актриса умнее и глубже, чем эти незамысловатые женские образы, придуманные старинными испанскими драматургами.

Великолепные внешние данные предопределили амплуа Тереховой как романтической героини или даже женщины-вамп, однако неизменно сквозь обольстительную внешность ее персонажей просвечивает, как и у леди Винтер, «кипучий ум, неженский ум, ум поэта». Именно благодаря светящемуся в глазах живому уму и твердому характеру, а не только белокурым локонам и мраморной коже, у Маргариты Тереховой и получилась без всякого усилия, как бы в шутку, именно такая Миледи, про которую Александр Дюма написал: «Она не просто нравилась — она опьяняла».

Читайте также
Прямой эфир