Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В сентябре биржевые и оптовые цены на автомобильное топливо падают впервые с конца апреля — на 2–3%. За прошедшую неделю больше всего подешевел Аи-92, его стоимость в опте снизилась на 908 рублей за 1 т, на бирже — на 852 рубля. Пока эти изменения мало коснулись АЗС — розничные цены снизились в среднем на три копейки, и то не во всех регионах. По словам опрошенных «Известиями» экспертов, колебания котировок — это временная ситуация, связанная с завершением сезона повышенного спроса и ремонтными работами на НПЗ. Хотя не исключено, что некоторые владельцы АЗС на какое-то время продолжат снижение цен, чтобы компенсировать сокращение объема продаж. По итогам года аналитики прогнозируют подорожание топлива в пределах инфляции минус 1,5 п.п.

Движение вниз

По данным Refinitiv Oil Research, за прошедшую неделю оптовые и биржевые цены на автомобильное топливо снизились на 2–3%. Так, Аи-92 в опте подешевел на 908 рублей, до 48 265 рублей за 1 т. На бирже — на 852 рубля, до 47 966 рублей за 1 т.

Стоимость Аи-95 в опте снизилась на 682 рубля, до 49 091 рубля за 1 т. На бирже снижение составило 374 рубля, до 49 116 рублей за 1 т. Оптовые цены на «дизель» снизились на 367 рублей, до 43 086 рублей за 1 т. Биржевые — на 242 рубля, до 43 206 рублей за 1 т.

При этом средние цены по России на бензин Аи-92 на заправках за прошлую неделю не изменились, оставшись на уровне 43,53 рубля за 1 л. Однако в Южном федеральном округе эта марка подешевела, правда, всего на шесть копеек — до 44,23 рубля за 1 л.

На Аи-95 в Южном и Приволжском ФО также было зафиксировано снижение — но лишь на две копейки — до 49,09 и 46,6 рубля соответственно. Стоимость дизельного топлива в рознице в среднем по стране не изменилась, оставшись на уровне 48,18 рубля за 1 л. Снижение на одну копейку отмечено в Центральном, Уральском и Сибирском округах.

бензин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Этим летом на фоне закрытия границ из-за коронавируса россияне активно путешествовали на автомобилях внутри страны, что привело к существенному росту спроса на автомобильное топливо, напомнил руководитель отдела анализа акций ГК «Финам» Игорь Додонов. В ответ российские нефтяники заметно, даже с некоторым запасом нарастили поставки топлива на внутренний рынок — по итогам июля-августа они стали максимальными за пять лет, отметил он.

Однако в сентябре, с окончанием отпускного сезона, спрос ослабел, в результате образовался «навес» предложения, который в итоге, вероятно, и стал причиной небольших ценовых колебаний, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

По словам президента Независимого топливного союза Павла Баженова, сейчас рынок вступает в эпоху пониженного спроса.

— А это, соответственно, будет давить цены вниз, в первую очередь это касается оптового рынка, который у нас относительно свободный, в отличие от непосредственно розничного, где нет свободного ценообразования, — пояснил он.

Однако, по мнению эксперта, это временная ситуация, несмотря на то что до сезона высокого спроса еще более полугода.

бензин
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

— В настоящее время ряд НПЗ встали на ремонт, в том числе и на внеплановый, — подчеркнул Павел Баженов.

По данным ЦДУ ТЭК и Reuters, в период с 9 по 15 сентября российские нефтяные компании сократили поставки автобензина на 5%, а дизтоплива — на 1%. Кроме того, поставки на внутренний рынок нефтяники снижают сейчас и из-за особенностей демпферного механизма.

Без рекордных падений

С одной стороны, складывается достаточно странная картина: при снижении поставок топлива на внутренний рынок цены не растут, а демонстрируют снижение, отметила управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

— Но, учитывая регуляторные условия, всё вполне логично. Однако чем ниже цена на внутреннем рынке, тем меньше возможности у нефтяных компаний компенсировать дополнительные налоговые выплаты, которые они обязаны сейчас нести в связи с тем, что формула расчета демпфирующего механизма не изменена и она по-прежнему дает отрицательное значение, — пояснила эксперт.

С коллегой согласен и Павел Баженов.

бензин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— В сегодняшних условиях мы по-прежнему имеем ситуацию, когда при поставке как автомобильного бензина, так и дизельного топлива на внутренний рынок нефтяная компания сверх акциза должна выплачивать в бюджет дополнительные средства, которые составляют демпфер. И для того чтобы эти средства компенсировать за счет внутреннего рынка, они начинают снижать объем предложения, — сказал он.

Поэтому в перспективе, даже при пониженном спросе, стоимость топлива на АЗС не продемонстрирует каких-либо рекордных отрицательных значений.

Профицит на российском рынке моторных топлив сложился, с одной стороны, из-за снижения спроса на фоне пандемии коронавируса, ограничительных мер и проблем в экономике. С другой стороны, регуляторы, судя по всему, заставляют производителей поддерживать достаточное предложение моторных топлив на внутреннем рынке, чтобы обеспечивалась ценовая стабильность в рознице, — считает Михаил Турукалов, генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков».

По словам Павла Баженова, возможен какой-то краткосрочный колебательный процесс, но в конечном итоге цены снижаться не будут.

заправка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— То есть точечные падения мы увидим, но системно цены не изменятся. Не исключу, что кто-то будет снижать стоимость топлива для того, чтобы привлечь автомобилистов на свои заправки и компенсировать убытки в эпоху очень низкой маржинальности, которая была летом, — добавил он.

По итогам года цены на топливо вырастут на величину «инфляция минус 1,5 п.п.», заключил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир