Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Доля фальсифицированного и суррогатного горючего на российском на рынке составляет 9%. Это показали проверки Росстандарта, проведенные с начала года. По сравнению с 2018-м количество нарушителей почти не изменилось. Однако еще в 2015 году фальсификат находили на каждой пятой заправке. Эксперты объясняют улучшение качества введением оборотных штрафов, а также изменениями в налоговом законодательстве. Минпромторг ранее предлагал запретить продажу суррогата на АЗС, чтобы у заправок не возникало соблазна выдавать его за автомобильное топливо, сообщили «Известиям» в ведомстве.

Каждая десятая

На автозаправочных станциях продается 6 млн т суррогата в год, сообщили «Известиям» в Росстандарте. При этом весь объем рынка бензина и дизеля составляет 65 млн т. Проведенные федеральным агентством с начала года проверки показали, что 8,8% АЗС (81 из 920 проверенных к 24 сентября) продают бензин и дизель, не соответствующие утвержденным стандартам качества.

Независимые заправки «грешат» в 2,5 раза чаще, чем сетевые. У последних доля нарушений составила 5% (29 АЗС), а у независимых –– 13% (52 АЗС).

В прошлом году доля заправок, торгующих некачественным горючим, была примерно той же — из 1010 проверенных АЗС нарушения регламента выявили на 90 АЗС (9%). При этом самое распространенное нарушение как в 2018-м, так и в 2019-м — превышение в топливе массовой доли серы.

Автомобильные заправочные станции в Иванове
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

В Российском топливном союзе (РТС) стабильный процент нарушителей среди АЗС объясняют особенностями ревизий, которые устраивает федеральное агентство.

–– Росстандарт проводит плановые проверки, с предварительным уведомлением того, кого он будет проверять. Соответственно, 9% нарушителей — это АЗС, которые, даже зная о ревизии, не могут к ней подготовиться и оперативно исправить недостатки. Более точную статистику смогут дать внеплановые проверки, которые по поручению правительства также будут проводиться Росстандартом. Тогда можно будет сделать вывод, улучшается ли ситуация с качеством топлива на АЗС, –– пояснил «Известиям» президент РТС Евгений Аркуша.

Стабильный процент нарушителей в течение двух лет может говорить о том, что рынок вышел на некий оптимальный уровень по этому показателю, считает, в свою очередь, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

–– Проблема некачественного топлива связана с низкой доходностью АЗС, а также с человеческим фактором. Поэтому даже при наилучших условиях всегда будет определенный процент нарушений по качеству, от которого сложно избавиться, –– пояснил «Известиям» эксперт.

бензин заправляет в машину
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Вместе с тем в Росстандарте отмечают заметное улучшение качества топлива на АЗС по сравнению с 2015 годом, когда нарушения были зафиксированы на каждой пятой заправке (20%). В агентстве позитивную динамику связывают с активной надзорной работой (ежегодно проверяется более 1 тыс. точек), а также с введением с января 2018 года оборотных штрафов за некачественное топливо.

За последние годы доля фальсифицированного и суррогатного топлива на рынке сократилась с 20% в 2015 году до 9% на текущий период, что позволило высвободить российский топливный рынок для добросовестных предпринимателей на сумму порядка 300 млрд рублей, — пояснили в Росстандарте.

Как ранее писали «Известия», общая сумма санкций, наложенная на АЗС в связи с этими нарушениями в прошлом году, составила порядка 50 млн рублей, а за первое полугодие 2019 года –– 22,4 млн.

Одной из мер борьбы с суррогатным топливом (которое выдают за автомобильное) может стать полный запрет его продажи на АЗС. Минпромторг совместно с Росстандартом ранее предложили разрешить продавать на заправках через топливно-раздаточные колонки только автомобильный бензин и дизель, сообщили «Известиям» в министерстве.

Качественный дизель

Самые большие проблемы с качеством на АЗС были связаны с дизельным топливом, но в настоящее время ситуация улучшается, считает Евгений Аркуша. Причина — изменения в Налоговом кодексе, которые закрыли лазейки для ухода от уплаты акцизов за суррогатные виды топлива (судовое маловязкое топливо, печное топливо и др.), которые некоторые АЗС продают под видом дизеля.

–– Суррогатный дизель постепенно сравнивается по цене с товарным дизелем, и нет смысла его покупать. Хотя есть регионы, где его по-прежнему много, например Дальний Восток, –– отметил эксперт.

По словам генерального директора ИГ «Петромаркет» Ивана Хомутова, до 2017 года включительно рыночный оборот суррогатов поддерживался их более низкой ценой в сравнении с дизтопливом 5-го класса.

касса азс
Фото: РИА Новости/Денис Гуков

–– В 2018 и 2019 годах ситуация несколько изменилась. Во-первых, регулятор приложил значительные усилия, чтобы затруднить производителям выпуск суррогатов дизтоплива без уплаты акциза. Во-вторых, существенно сокращается разница в оптовых ценах реализации дизтоплива и его заменителей на внутреннем рынке. В 2018 году этому способствовало сдерживание цен внутреннего рынка на дизель в «ручном» режиме. В 2019-м функцию сдерживания выполняет демпфирующий механизм, фактически стимулирующий производителей продавать продукт отечественным потребителям по ценам ниже экспортных, –– сказал «Известиям» Иван Хомутов.

По словам эксперта, если в 2017 году суррогатное топливо в опте стоило дешевле дизеля в среднем на 8 тыс. рублей за тонну, то в январе–июле 2019 года разница снизилась до 2–3,5 тыс. рублей.

Евгений Аркуша отмечает, что постепенный уход с рынка суррогата подтверждает рост производства и продаж дизеля на российском рынке. По данным Росстата, за семь месяцев общий объем реализации бензина прибавил 3%, дизельного топлива — 23%.

В Минэнерго и Роскачестве не смогли оперативно ответить на запросы «Известий». Ранее глава Роскачества Максим Протасов в интервью «Известиям» говорил, что организация к октябрю планирует представить свои итоги проверки дизеля. В крупных нефтяных компаниях на момент публикации не ответили на запросы «Известий».

Читайте также
Прямой эфир