После отстоя пены: как будут бороться с недоливом топлива на АЗС
Росстандарт утвердил новый национальный стандарт для топливораздаточных колонок (ТРК), который вступит в силу 1 октября. Согласно новому ГОСТу, колонки на АЗС должны быть оснащены программным обеспечением с защитой от неразрешенного доступа. Таким образом планируется избежать недолива топлива. До появления соответствующих нормативно-правовых актов соблюдение нового ГОСТа будет добровольным. Однако в ряде случаев требования будут обязательными. Подробности — в материале «Известий».
Защита от неразрешенного доступа
Росстандарт утвердил новый национальный стандарт (ГОСТ Р) для топливораздаточных колонок (ТРК). Он вступит в силу 1 октября. Об этом сообщил заместитель главы ведомства Алексей Кулешов.
Согласно новому стандарту, колонки на АЗС должны быть оснащены программным обеспечением с защитой от неразрешенного доступа. Кроме того, их конструкция также должна препятствовать несанкционированной замене узлов и элементов, а также установке не предусмотренных изготовителем устройств.
Утвержденный стандарт, по мнению Алексея Кулешова, должен будет полностью решить проблему недолива топлива. Нынешний ГОСТ был принят еще в 1989 году, а технологии с тех времен изменились, отмечают в Росстандарте. До появления соответствующих нормативно-правовых актов эксплуатация не соответствующих новому стандарту колонок не будет запрещена. На данный момент соблюдение нового ГОСТа остается добровольным.
Однако применение национального стандарта станет обязательным для изготовителя или исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, сообщили «Известиям» в пресс-службе Росстандарта.
В целом вопросы недолива топлива на АЗС контролируются Росстандартом в рамках федерального государственного метрологического надзора при осуществлении плановых и внеплановых проверок, пояснили в агентстве. Однако в отношении плановых проверок постановлением правительства был введен мораторий до конца 2020 года.
Ответственность производителя
Как рассказал «Известиям» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, как правило, оснащение колонок является зоной ответственности производителей ТРК, а не самих АЗС, так как заправочные станции лишь получают готовый продукт. В Росстандарте также подтвердили «Известиям», что за оснащение ТРК защищенным ПО отвечает изготовитель. АЗС, в свою очередь, обязаны предпринять меры по недопущению несанкционированного доступа в ПО ТРК.
— В принципе меры давно обсуждаются. На сегодняшний день топливораздаточная колонка — это аппаратно-цифровой комплекс с серьезным программным обеспечением, это оборудование, которое в общем-то руками уже давно никто не крутит, однако, конечно, основное внимание необходимо уделять попыткам незаконного вмешательства в его программу, — подчеркнул Аркуша. — И если такой ГОСТ станет обязательным для исполнения и — самое главное — будет инструментарий для его контроля, то это, безусловно, послужит препятствием для недобросовестных трейдеров, которые, возможно, и используют сейчас методы, приводящие к недоливу топлива на АЗС.
Существуют колонки, которые можно запрограммировать так, что на экране, когда человек заправляется, показывается одна цифра, а в реальности льется другое количество топлива, пояснил в разговоре с «Известиями» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, бывают случаи, когда работники АЗС нанимают программистов, которые могли бы это сделать. Однако это намного сложнее сделать на крупных заправочных станциях, так как там используется интегрированная система и данные о топливе сразу отправляются в головной сервис.
Неполная заправка
Как сообщали в прошлом году в Минпромторге, две трети АЗС в России не доливают топливо покупателям. Недолив на заправках превышает норму в два-три раза, подчеркивали в ведомстве. Тогда проверке подверглось порядка 210 АЗС.
В 2019 году проверки на АЗС в Центральном федеральном округе показали, что при объеме топлива 10 литров недолив составлял от 50 до 90 мл, тогда как по норме не должен превышать 25 мл.
В 50-литровом объеме бензина эксперты также обнаружили превышение нормы недолива. Допустимый недолив при таком объеме составляет 125 мл, однако проверка показала нехватку в 200–300 мл.
Несложно рассчитать, отметил Юшков, что в случае недолива при условной цене за литр бензина в 40 рублей и заправке, например, на 40 литров получается примерная переплата в 15 рублей только от одного автовладельца.
Двоякая ситуация
Между тем, как отметил в разговоре с «Известиями» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, проблема с недоливом топлива на АЗС действительно существует в России, однако ее масштаб сложно реально оценить по ряду причин.
— Ситуация с недоливом в России двоякая. Следует признать, что проблема недолива на АЗС существует, однако ее масштаб сложно оценить. Вы можете увидеть ряд исследований, притом проведенных как независимыми организациями, так и государственными, которые по-разному оценивают масштаб недолива, но, как правило, речь идет о каких-то совершенно невероятных цифрах. Но если посмотреть на саму структуру проведенных исследований, то можно обнаружить, что выборка этих исследований очень мала. Необходимо учитывать, что в России одних только традиционных заправок, реализующих бензиновое топливо, порядка 26 тысяч. Кроме того, не стоит забывать, что недолив бензина может также происходить и из-за технических неполадок, а не чьего-то вмешательства. Например, были случаи, когда из-за изменения конструкции колонки оказалось, что в случае недожима шланга происходил недолив. То есть иногда такое происходит не из-за злого умысла, а из-за специфики работы оборудования, — отметил Фролов.
Кроме того, по словам эксперта, на сегодняшний день многие ТРК на российских заправках уже оснащены подобным ПО, однако в основном это касается крупных сетей АЗС.
— Попытка регламентировать и решить эту проблему в общем-то правильная. Другое дело, что многие сети уже установили соответствующее оборудование, их заправки уже соответствуют данному стандарту, то есть цифровой контроль существует. Но это в большей степени относится к крупным сетям АЗС, потому что они имеют больше возможностей инвестировать в бизнес и они сами заинтересованы в том, чтобы четко контролировать расход топлива, так как это напрямую влияет на их репутацию, — заключил Фролов.
В разговоре с «Известиями» представитель одной из компаний-производителей топливораздаточных колонок также подтвердил, что ТРК с подобным программным обеспечением уже производятся с 2015 года, однако наряду с ними на сегодняшний день продаются и механические ТРК, и выбор оборудования остается за заказчиком.
Дорогое нарушение
Как рассказал «Известиям» заместитель министра промышленности и торговли России Алексей Беспрозванных, Минпромторг совместно с Росстандартом еще в 2018 году разработал проект федерального закона, предусматривающий усиление ответственности за недолив топлива.
За нарушения предлагалось наложение административного штрафа в размере 1% от суммы выручки АЗС за прошлый год, но не менее 500 тыс. рублей. В качестве административного наказания за повторное правонарушение проектом федерального закона предусматривалось наложение административного штрафа в размере 3% от суммы выручки за прошлый год, но не менее 2 млн рублей.
Проект изменений в КоАП об оборотных штрафах за недолив бензина и дизеля, а также газомоторного топлива (СУГ и природного газа) был внесен в правительство в 2019 году. И, как рассказали в Минпромторге, в рамках разработки новой редакции КоАП Минюстом были учтены предложения Минпромторга по введению оборотных штрафов за недолив. Соответствующую поправку предлагается внести в ст. 24.10 нового КоАП.