Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Интернет как механизм получения знаний

Ректор РУДН Владимир Филиппов — о пользе гаджетов в умелых руках
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Поколение «14–25» практически живет в интернете, это для них норма, образ жизни. Дошколята уже не знают, что такое дисковый телефон, а многие умеют пользоваться планшетами лучше, чем взрослые. Можно бесконечно долго дискутировать на тему пользы и вреда информационных технологий и гаджетов, цитируя диаметрально противоположные исследования современных психологов, физиологов, педагогов. Однако то, что интернет прочно вошел в нашу жизнь, — это факт.

Родителям и учителям остается научиться извлекать из этого максимальную выгоду при воспитании детей, подростков, студентов. Конечно, я не вправе анализировать патологические случаи, когда ребенок проводит большую часть времени у экрана компьютера или смартфона, перестает вживую общаться с людьми или теряет связь с реальным миром. Я говорю о том, как сделать интернет механизмом для получения знания, отработки навыков и умений.

Необязательно читать распечатанные тексты, не всегда нужно смотреть фильм с рекламой или отправлять бумажное письмо. Многие технологии действительно облегчают поиск информации, дают возможность отдох­нуть и сохранить время.

Мы в РУДН, например, возлагаем на интернет-технологии большие надежды. В частности, у нас создана телекоммуникационная учебно-информационная система (ТУИС), которая дает студентам онлайн-доступ ко всем учебно-методическим материалам по курсу.

Многие лекции и задания представлены в мультимедийной форме — видео, тестовые практикумы, иллюстративный материал, дополнительные сведения. Вместо того чтобы присутствовать на традиционной лекции в формате «говорящая голова», можно посмотреть видео своего профессора, где вся информация подается в концентрированном виде и сопровождается графиками, картинками, видеосюжетами. И есть возможность ознакомиться с этим материалом в любое время и в любом количестве.

Преподавателю не нужно каждый раз говорить об одном и том же — у него появляется аудиторное время на работу со студентами, их вопросами и идеями. Это позволяет выстраивать индивидуальные образовательные планы, отражающие научные и профессиональные интересы. Конечно, и перегибать нельзя.

Один из моих любимых анекдотов — о том, что преподавателю надоело из года в год читать на лекции одно и то же. Он записал голос и стал включать аудио на каждой лекции, а сам уходил кофе пить. Однажды приходит — студентов нет, а вокруг магнитофона лежит куча включенных диктофонов. И это — пример безответственного отношения к драгоценному аудиторному времени.

Я абсолютно убежден, что информационные технологии — отличный инструмент в умелых руках педагога.

Однако ограничиваться исключительно компьютерами нельзя, даже если у вас растет талантливый киберспортсмен. У ребенка всегда должно быть хобби, связывающее его с реальностью. Читать электронные книги можно и в библиотеке (кстати, многие из них превратились в современные культурные пространства, где приятно проводить время), а играть в стратегии и «стрелялки» можно в специальных клубах.

Гаджеты должны поддерживать, а не заменять хобби. Смартфон поможет подсчитать калории танцовщице, посмотреть лучшие моменты матча футболисту, найти видеоуроки по рукоделию. Технологии выполняют вспомогательную функцию и должны быть нацелены на результат, а не на процесс. Используя компьютер там, где возможны альтернативные варианты, мы всегда должны знать ответ на вопрос «зачем?». Чтоб точнее посчитать, проверить свои догадки, быстрее найти информацию. И если ребенок признается в необходимости процесса («отдыхаю», «просто так» и пр.), то тогда такому ребенку надо уделить больше внимания и проводить с ним больше свободного времени.

Легкий доступ к информации имеет огромное количество преимуществ, однако влечет за собой и огромную ответственность по использованию этих знаний. А у слова «использование» корень — «польза», и ее надо извлекать. 

Автор — ректор РУДН, председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России

​​​​​​​Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​

Читайте также
Прямой эфир