Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рубио указал на готовность США помочь в урегулировании конфликта на Украине
Общество
Число пострадавших в результате пожара на рынке Геническа выросло до восьми
Экономика
В Raiffeisen опровергли информацию о приостановке продажи бизнеса в России
Общество
Мосгорсуд продлил арест экс-замминистру обороны Иванову на три месяца
Общество
В ЛНР наемник ВСУ из Австралии предстанет перед судом за участие в боевых действиях
Общество
В Челябинской области пресечен канал контрабанды военной продукции
Армия
«Народный фронт» передал военным технику в память о военкоре «Известий» Федорчаке
Общество
Попова назвала пригодными пляжи Крыма и Севастополя для летнего курортного сезона
Армия
ВС РФ поразили ключевые производственные объекты выпуска БПЛА на Украине
Мир
Рубио назвал условие отмены санкций ЕС против России
Мир
Лавров отметил динамику диалога стран после встречи Путина и главы МИД Ирана
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Валентиновка в ДНР
Политика
Путин продлил срок госслужбы до 14 июня 2026 года замглавы МИД РФ Галузину
Мир
В Кремле указали на отсутствие призывов стран Европы к миру на Украине
Наука и техника
Ученые с помощью нового оборудования проверили образец Туринской плащаницы
Мир
Песков сообщил о передаче Путиным послания верховному лидеру Ирана Хаменеи
Политика
Путин освободил Павловского от обязанностей посла РФ в Австралии

Живущие в Сети

Профессор Юрий Зинченко — о жизненных ценностях и критериях успеха поколения Z
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В связи с трансформацией общества в постиндустриальное и информационное сегодня справедливо говорить о новом поколении, условно называемом поколением Z. Его ключевая характеристика — изменение характера социализации. И замена ее привычных форм новой — информационной — социализацией, происходящей в интернете и социальных сетях.

Такая трансформация осуществляется стихийно, зачастую болезненно, выходя из-под социального контроля и порождая кризис детства как свидетельство «сбоя» сложившейся системы воспитания детей и подростков. Это проявляется в распространенности правонарушений, игровой, алкогольной, наркотической, компьютерной зависимости подростков, инфантилизма, эскапизма — бегства из реальности в виртуальный мир, возникновение ценностного разрыва между поколениями.

Материалы по теме
1

Рост социальной неопределенности, глобализация, фундаментальность социально-экономических изменений, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий создают новую систему отношений между миром детства и миром взрослых, новые риски социального развития ребенка. Впрочем, как и несомненные новые преимущества, связанные с безбрежностью информационных ресурсов и готовностью общества признать права молодого поколения на самостоятельность и взрослость.

Какие же они, современные дети и подростки с их достоинствами и проблемами, уязвимостью и жизнестойкостью?

Прежде всего, это поколение, жизнь которого реализуется в виртуальном пространстве в режиме онлайн в условиях избыточного информационного потока. Это находит выражение в особенностях личностного развития, общении и отношениях с окружающими людьми.

Дети и подростки превосходят большинство взрослых в умении обращаться с гаджетами, они иначе ориентируются в информационном пространстве, они не осваивают виртуальное пространство, а живут в нем — с самого детства.

Для них характерна особенность восприятия информации — маленькими порциями, с опорой на наглядность (рисунок, фотографию, схему), упрощенные тексты. Блуждание в Сети с постоянным отвлечением или переключением внимания на что-то новенькое приводит к формированию так называемого клипового сознания и клипового мышления. Оно зачастую проявляется в неспособности к установлению связей, в первую очередь причинно-следственных, невозможности решать задачи без опоры «на картинку». А пресыщение информацией может даже вызывать снижение познавательной и учебной мотивации.

Важно еще и то, что общение со сверстниками осуществляется преимущественно в социальных сетях, а не «лицом к лицу». Почему современное поколение выбирает виртуальное общение? Есть целый ряд преимуществ: возможность анонимного взаимодействия, обеспечивающего безопасность полнее, чем при реальном контакте; легкость общения — интернет позволяет найти нового собеседника, обладающего желаемыми качествами, само общение может осуществляться одновременно с большим числом людей, а может быть и вовсе прервано в любой момент. Но цена, которую приходится платить за легкость, велика. 

Риски, связанные с онлайн-общением, — снижение социального и эмоционального интеллекта, трудности восприятия чувств и эмоций, недостаточный уровень эмпатии, страх утратить признание группы, быть вычеркнутым. Отсюда «прилипание» к телефону, стремление всегда быть онлайн, подтвердить свое присутствие в группе любыми способами.

Общение в интернете и социальных сетях может привести к искажению самосознания и представления о себе как личности. В Сети у человека существуют практически неограниченные возможности по самопрезентации и экспериментам со своими образами. Возможность представить себя не таким, каким хочется. А потом избегать реального общения, чтобы не разрушить созданный миф о себе самом. 

Для современных подростков характерно смещение ценностных приоритетов в сторону личного успеха, безопасности, здоровья, а ценности любви, творчества, саморазвития при этом значительно им уступают. Однако при этом успех, как и раньше, понимается большинством подростков как достижение поставленных целей, преодоление препятствий на пути к ним, саморазвитие. Поэтому нередко происходит подмена — число подписчиков, «друзей», лайков становятся критериями социального успеха. А путями его достижения становятся эпатаж, привлечение внимания неординарными, нередко бессмысленными, а то и стоящими на грани фола действиями.

Отношения подростков с родителями сегодня в значительной мере строятся на основе признания и уважения личности ребенка, его права на самостоятельность, однако характеризуются определенным дефицитом совместной деятельности, общения, некоторой поверхностностью. Подростки ощущают потребность в большем внимании, доброжелательности со стороны родителей, большей защищенности, боятся потерять их расположение и любовь, не оправдать ожидания.

Современное поколение — генерация Z — другие дети. Но, как и прежде, они нуждаются в нашей любви, поддержке, заботе, сотрудничестве. Мы учимся друг у друга, и мы нужны друг другу — и это самое важное, залог того, что связь поколений не будет прервана!

Автор — декан факультета психологии МГУ, доктор психологических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​


Читайте также
Прямой эфир