Украинская примадонна спела с Российским национальным оркестром


VI Большой фестиваль Российского национального оркестра (РНО) завершился московским триумфом киевлянки Людмилы Монастырской.
Ее карьера ушла далеко вперед с 2011 года, когда на этом же фестивале под управлением того же Михаила Плетнева она спела партию сопрано в вердиевском «Реквиеме». Но главный композитор Монастырской с тех пор не изменился: и в «Метрополитен-опера», и в «Ковент-Гардене», и в Мариинке она дебютировала под флагом Верди.
— Его музыка требует высшего пилотажа: нужно владеть всеми штрихами. Верди мне еще петь и петь, — призналась певица «Известиям», добавив, что после 40 лет подумает о том, чтобы взяться за Вагнера.
С ее вокальной мощью освоить Брунгильду, как и любую «тяжелоатлетическую» сопрановую партию, не составит особого труда. Когда Монастырская пела в полный голос, Большой зал консерватории резонировал как ракушка, а стоглавый оркестр почти не был слышен. Увы, сила, как и красота, требует жертв: в моменты форсированного звука тембр Монастырской становился ординарным, вибрация — чересчур заметной. Зато когда примадонна переходила на piano, за ее звук можно было простить все недостатки. Которые в основном касались актерской органики: к примеру, в конце почти каждой арии певица поднимала правую руку и почему-то медленно опускала ее на аплодисментах.
Несмотря на очевидную заученность драматических движений, Монастырская-актриса держит внимание. Причина в том, что она отдается процессу всем своим существом и прежде всего всем своим телом. Физическая энергия преобразуется в художественную: даже преодоление чисто технических трудностей воспринимается как часть оперной драмы.
Пока Монастырская восстанавливала силы между выходами, Плетнев успел дать немало оркестровой музыки, в том числе незаигранной: увертюре к «Луизе Миллер» и «Балу королевы» из «Дон Карлоса» нечасто выпадает счастье быть исполненными с таким блеском, тем более не из оркестровой ямы, а со сцены.
Большой фестиваль РНО, инициированный в 2009 году, доминирует в сентябрьской московской афише. В этом году он состоял из семи вечеров. Главной приманкой открытия был Михаил Плетнев за роялем: в качестве пианиста он выступает в Москве лишь 1–2 раза в сезон. Следующий концерт тоже был сконцентрирован вокруг фигуры худрука, но на сей раз в амплуа сочинителя: Плетнев вынес на публику свои альтовый концерт и оркестровую «Джаз-сюиту».
В дальнейшем фестиваль развивался в оперном направлении («Танкред» Россини и «Майская ночь» Римского-Корсакова) и концертно-симфоническом (Третий концерт и Симфониетта Прокофьева, Третья симфония Чайковского, а также два концерта Паганини).