«Популярность русского балета и оперы ничто не сможет снизить»


В рамках Оперного фестиваля в финском городе Савонлинна (Savonlinna Opera Festival) состоится гала-концерт Международного фестиваля балета DANCE OPEN, в котором примут участие солисты ведущих мировых театров. Руководитель DANCE OPEN Екатерина Галанова ответила на вопросы корреспондента «Известий».
— Это уже четвертый гала-концерт звезд балета, который DANCE OPEN проводит в Савонлинне. Чем он отличается от предыдущих?
— В этом году мы впервые вошли в официальную программу Савонлиннского оперного фестиваля. Мы горды тем, что теперь напрямую работаем с одним из крупнейших мировых оперных форумов. Дата, которую нам предложили для концерта, — очень почетная: это середина фестиваля и воскресенье. В будущем планируем продолжать сотрудничество в таком формате.
— Чем на этот раз собираетесь удивлять?
— Замок Олавинлинна — его еще называют крепость Святого Олафа, — в котором проходит гала, — полноправный участник нашего концерта, имеющий особую энергетику. Мы с каждым годом всё больше его узнаем, понимаем и чувствуем. Наша основная задача — подобрать программу, которая с не будет вступать с этим замком в противоречие.
В этом году у нас вновь прекрасные солисты. Среди них постоянные участники — Анастасия и Денис Матвиенко — и те, кто выступит в Савонлинне впервые: премьер Национального балета Нидерландов Реми Вортмейер, звезда балетной труппы Бордо Оксана Кучерук, вчерашняя выпускница Ксения Жиганшина, которая уже приглашена работать в Большой театр. Они представят разнообразную программу — от старинной хореографии, классики, неоклассики, советского наследия до недавно поставленных номеров.
— Вы назвали премию DANCE OPEN «балетным Оскаром». Так же именуют награду «Бенуа де ла данс», которую ежегодно вручают в Большом театре. Между этими проектами есть конкуренция?
— По отношению к другим проектам мы никаких ревнивых чувств не испытываем, потому что занимаем свою нишу. Мы поддерживаем дружеские отношения со всеми коллегами и, безусловно, смотрим на все, что происходит вокруг. Но, на мой взгляд, у фестиваля DANCE OPEN — особая специфика. У нас широкая гастрольная история: мы в режиме нон-стоп путешествуем по миру, ежемесячно делаем гала-концерты в разных местах, проводим балетные мастер-классы для иностранных студентов с различными педагогами.
У нас и в рамках фестиваля, и отдельно проходят лекции про балет, встречи худруков балетных компаний и школ, критиков, хореографов. Это большой форум, где решаются судьбы балета. На площадках DANCE OPEN происходили договоренности директоров и интендантов театров, знакомства хореографов и танцовщиков. Мы сконцентрированы непосредственно на танце.
— Вы — выпускница Академии русского балета имени Вагановой. Как воспринимаете изменения, которые произошли там с приходом Николая Цискаридзе?
— Я позитивно отношусь ко всему, что там происходит. Но результаты любых изменений видны спустя большое время. Чтобы судить справедливо и делать адекватные выводы, нужно отойти в сторону.
— Вы — режиссер и продюсер многих мероприятий, проходящих в рамках Дней российской культуры за рубежом. Стало ли сложнее работать в нынешней политической ситуации?
— Мы не видим никаких проблем. Мне кажется, интерес к русской культуре, наоборот, растет. У нас три основных направления деятельности: русский балет, русская классическая музыка и русская опера. Это бренды, популярность которых ничто не сможет снизить. Поэтому мы, наверное, находимся в каком-то смысле в более выигрышном положении, нежели представители драматического театра.
Один из ниших ближайших международных проектов — цикл концертов «Песни военных лет» с Большим симфоническим оркестром под управлением маэстро Федосеева. Первый из них мы давали осенью прошлого года в Минске. Был невероятно проникновенный вечер, очень благодарные зрители. Концерт по-особому звучал еще и потому, что Владимир Иванович сам прошел нелегкий путь выступлений в госпиталях осажденного Ленинграда.
Далее эти концерты пройдут в городах Европы, освобожденных Советской армией в 1945 году. Для нас сохранение исторической памяти и уважение к истории — очень важное направление концертной деятельности.
— Участились инциденты, когда иностранные гастролеры отказываются от запланированных в России проектов. Вам не приходилось сталкиваться с подобными случаями?
— Нет, потому что нам абсолютно не важны ориентация человека, его политические взгляды, национальность или интриги внутри балетного или оперного искусства, которых много. Для нас существует единственный критерий — высокое качество художественного продукта.