Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ

Затык федерального масштаба

Писатель Дмитрий Дробницкий — об инциденте на трассе М10 «Россия»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Согласно старой шутке об отечественных хозяйственниках, у них лишь четыре проблемы: лето, зима, весна и осень. Что ж, в каждой шутке есть доля шутки. С одной стороны, климат у нас тяжелый и переменчивый, почва агрессивная, а перепады температуры, влажности и давления постоянно испытывают на прочность всю инженерную инфраструктуру. Так что четыре упомянутые проблемы реальны, а не надуманы.

С другой стороны, раз уж столетиями страна живет при таком климате, то и хозяйственник должен быть к этому готов — ему за осведомленность о причудах погоды и готовность им противостоять, собственно говоря, и платят деньги. Снег ожидается — готовь технику, реагенты, думай о размещении снега и его вывозе, рассчитывай транспортные потоки в условиях зимы, думай о нагрузке на крыши и т.д., грунт «гуляет» — думай о соответствующих фундаментах и инжектируй в грунт раствор, среда агрессивная — защищай коммуникации, строения, автомобили и все остальное одним из тех двух сотен методов, что изложены в учебнике по твоей специальности.

И ведь специалисты, что поступают в соответствии с технологией и здравым смыслом, у нас есть. Я лично их знаю, я работал с ними. Да, они не сделают из инженерного или транспортного объекта по-европейски красивую конфетку (промышленный дизайн, эргономика и экология восприятия у нас исторически считаются лженауками), но построить и обслужить его «по уму» могут — хватает знаний и международного опыта, и наработок еще советских времен. Так что никакой сверхпроблемы здесь нет, разумеется, если перед профи стоит такая задача — сделать именно «по уму», а не исходя из соображений совсем другого рода.

Да и не одна такая страна на свете, что сражается с переменчивым и коварным северным климатом. И уж совершенно точно можно указать пару-тройку стран, что сражения эти ведут с большим успехом, причем вряд ли для кого-нибудь будет новостью, что успех достигается при гораздо меньшем количестве госчиновников и почти всегда при существенно более низком уровне затрат. Ну а если кому кажется, что снег — главное несчастье, то попробуйте пожить в долине торнадо в США или в сейсмоопасной Японии.

Поэтому 4-дневный транспортный затор в Тверской области на федеральной трассе М10 «Россия» — вовсе не логистическая и не климатическая проблема, а системная. Системная не в современном модном смысле слова, а в самом непосредственном — система не работает. Так что и не затор это вовсе, не пробка и не коллапс, а то что называется русским словом затык, то есть сбой системы, невозможность или неспособность что-либо предпринять, сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Ладно, пусть выпало за полтора суток до полуметра снега (хотя мне кажется, что это преувеличение), но разве может в уважающей себя стране встать федеральная трасса между двумя самыми населенными городами, между двумя столицами? Может ли позволить себе страна, все еще думающая о себе, если не как о сверхдержаве, то хотя бы как о серьезном глобальном игроке, чтобы намертво встала дорога, которая соединяет один из главных ее торговых портов, по сути дела, со всей остальной страной? Мыслимо ли, что обычный для наших широт каприз погоды породил федерального уровня чрезвычайную ситуацию, а главным успехом властей в первые сутки дорожного катаклизма стала доставка топлива и горячего питания в его эпицентр?

Трасса М10, она как вся наша жизнь — неустроенная, опасная и постыдная. Под колесами — выбоины и грязь, по обе стороны — покосившиеся домики гибнущих деревень, а в кустах сидят в засаде и ведут охоту на нас те, кого политкорректно все еще называют правоохранителями. Но это пока ничего не случилось, пока все «более или менее». Но вот случись что, и ситуация начинает напоминать нечто среднее между театром абсурда, фильмом-катастрофой и шпионским боевиком.

Не единожды чиновники бодро рапортовали о том, что ситуация нормализовалась, но каждый раз оказывалось, что дело далеко даже от унизительной нормы. В воскресенье сначала снова доложили о том, что все наладилось, потом в СМИ поступили данные о том, что пробка только увеличивается, затем ГИБДД призналась в пробке длиной в 55 км, а с главной страницы «Яндекса» исчезла ссылка на карту дорожной обстановки в России. Нашему человеку сразу приходит в голову простой вопрос: а совпадение ли это? Так или иначе, но в ночь на понедельник нам снова сообщили, что все ОК. И остро захотелось в это поверить — и от жгучего стыда, и от сострадания к людям, которые попались... нет, не в снежный капкан — в затык системы, которая не может справиться зимой со снегом, а летом с жарой и пожарами.

А уж как кивали друг на друга чиновники, как забавно они объясняли сложившуюся ситуацию! Например, мол, пробка связана с тем, что власти Твери перекрыли въезд в город грузовому транспорту в связи с уборкой снега. Во-первых, это глупость, потому что транспорт едет, как правило, по объездной, минующей областной центр дороге. А во-вторых, это ложь. Я связывался с людьми в Твери. Утром 30 ноября в городе невозможно было выехать из дворов. Не было ни дворников, ни техники. Кстати говоря, это не первая зима, когда в Тверь лучше не заезжать. Летом в этом городе еще как-то, объезжая ямы, можно ездить, зимой же после обильного снегопада про машину лучше забыть... И вот тверская администрация бодро сообщает жителям, что с 1 на 2 декабря работы в городе все же начались, а к тому времени пробка уже давно стояла, и власти пару раз успели сообщить, что она рассосалась.

Кто-то скажет, что ничего поделать было нельзя. Так ведь у нас, куда ни кинь, нигде ничего «нельзя поделать». Ничего не сделаешь с преступностью — при численности полиции на душу населения в два с лишним раза большей, чем в США, не поделаешь ничего с медициной — при том, что из госзакупок своровали почти триллион, не сделать ничего и с армией — и бог весть, кто будет служить, с судами, полицией, коррупцией и космосом.

И это уже политический вопрос. Как уже говорилось выше, пути для решения проблем есть, а раз нам объявляется, что их вроде как нет, то это капитальный затык всей системы. Хуже всего, что мы об этом знаем — ведь не ради нашего благополучия садятся в свои кресла чиновники, ей-богу!

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир