Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В Израиле 18 человек задержаны по подозрению в причастности к пожарам
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

Почему лучше выбирать шерифов, чем губернаторов

Писатель Дмитрий Дробницкий — о поучительности американского опыта
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Поправки в законодательство, внесенные президентом Медведевым в Думу на волне массовой гражданской активности населения, по-прежнему вызывают споры среди экспертов и политиков. То, что необходимо трансформировать политическую систему, или, как сформулировал фаворит президентской гонки Владимир Путин, «настроить механизмы политической системы», практически никем не отрицается. Упрощение регистрации политических партий и кандидатов в президенты, снижение проходного барьера в парламент — все это также не вызывает отторжения, разногласия носят скорее технический характер — насколько много возникнет микроскопических партий и как быстро оформятся свежие политические движения, достаточно массовые для того, чтобы обновить институт представительной демократии в стране.

Гораздо больше сомнений вызывает механизм наделения полномочиями глав субъектов федерации. Возврат прямых выборов губернаторов, с президентским фильтром или без такового, с одной стороны, воспринимается как несомненно демократическая мера, а с другой стороны, рождает естественные опасения. И дело не в том, что нет доверия к выбору народа. Конституция ясно указывает, что он является главным источником власти. В конце концов, с прямыми выборами первого лица государства народ неплохо справляется. Дело в том, что предлагаемые изменения затрагивают другой важнейший конституционный принцип — принцип федерализма, неразрывно связанный с единством государства, его территориальной целостностью.

Одновременно в обществе идет дискуссия относительно механизмов местного самоуправления. А поскольку первые итоги реформы МВД воспринимаются в обществе неоднозначно, встает вопрос о возможности и допустимости прямых выборов местных полицейских начальников. И это реальная политическая повестка, обсуждаемая в том числе и в рамках президентской предвыборной кампании. Единства в данном вопросе нет, и опасения здесь столь же естественны, поскольку речь идет о правопорядке, то есть о том, что затрагивает повседневную жизнь каждого гражданина.

Местное самоуправление и федерализм — важнейшие факторы развития демократии. При этом устойчивость государства и качество жизни его граждан напрямую зависят от того, в какой форме они реализованы. И мы знаем об этом не только из истории нашей страны.

В 1791 году в США был принят Билль о правах — сборник первых десяти поправок к конституции Соединенных Штатов, принятой четырьмя годами ранее. Билль закрепил основные права как граждан, так и штатов — свободных американских территорий. Первая поправка закрепила право на свободу слова, религии и собраний. Вторая дала право на ношение оружия (вопрос, также горячо обсуждаемый сегодня в России). Пятая, шестая и седьмая поправки заложили основу судебной системы, в том числе право на суд присяжных практически во всех делах, дошедших до судебного разбирательства.

Десятая поправка закрепляла, как мы бы сейчас сказали, разграничение полномочий между федеральным центром и регионами. На русский язык текст поправки обычно переводится так: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом». В этой емкой фразе отражен и принцип свободы штатов по широкому кругу вопросов, и принцип местного самоуправления. Последний естественным путем привел к такому порядку, при котором глава полиции города либо назначается всенародно избранным мэром, либо напрямую избирается гражданами.

Напомню, речь идет о 1791 годе. Вряд ли тогдашние американцы обладали большей политической культурой и гражданской зрелостью, чем сегодняшние россияне. Однако суды присяжных — простых местных жителей — стали надежной защитой закона. Американцы не перестреляли друг друга из личного оружия, но научились защищать свою жизнь и собственность от преступных посягательств. Наконец, несмотря на то, что американская история знает множество случаев, когда главами местной полиции становились люди с сомнительной репутацией и, как говорят сегодня в России, связанные с криминалом, система сохранилась до сегодняшнего дня и является одной из самых эффективных в мире. Во всяком случае, число полицейских на одну тысячу гражданского населения в США в разы ниже соответствующего показателя в Российской Федерации, а показатели ее деятельности пока не в пример лучше.

Судьба американского федерализма была куда более драматичной. Через 70 лет после принятия Билля о правах в Америке разразилась гражданская война, которая велась не столько за освобождении чернокожих рабов, сколько за федеральное устройство будущей сверхдержавы. Эта война длилась четыре года и унесла больше жизней американцев, чем все последующие войны, в которых участвовали США.

Такого пути России пожелать человек в здравом рассудке не может. А ведь многие факторы, свойственные для США времен начала гражданской войны, присутствуют и в нынешней России. Есть и множество других, уникальных, характерных только для нашей страны сложностей. Административно-территориальное деление было проведено в годы советской власти во многом произвольно, а там, где оно хоть как-то обусловлено историческими факторами, неизбежно возникает вопрос национальных и конфессиональных различий, и то, что их нельзя не учитывать, в полной мере показали события на Кавказе на стыке веков.

Я понимаю, что привожу не стопроцентный довод, но к опыту построения наиболее развитых демократических государств есть смысл присмотреться, тем более если он был столь непростым.

Наши люди, пережив распад СССР и тяжелые годы становления нового экономического и политического строя, сегодня вполне готовы к тому, чтобы напрямую управлять своей жизнью там, где они живут. И это главное, что их волнует каждый день. Вместе с тем, новой России всего два десятка лет, федерализм наш очень молод, да еще получил в 90-х годах серьезную рану, которая не зажила до сих пор.

Прямые выборы губернаторов в конечном счете не такой уж серьезный демократический «приз» по сравнению с выборами местных полицейских начальников и распространением суда присяжных на все категории дел. К реальному федерализму, на мой взгляд, следует двигаться медленно и с большой осторожностью.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир