Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Основные инфраструктурные отрасли России до конца апреля потеряют более 0,5 трлн рублей из-за ограничений, введенных с середины марта для борьбы с COVID-19, подсчитали аналитики инвесткомпании InfraOne (исследование есть у «Известий»). Вынужденная самоизоляция сильно ударит по транспорту и энергетике, в меньшей степени — по социальной и коммунальной сферам. Быстрее всего после окончания кризиса и снятия ограничений начнут восстанавливаться общественный транспорт и такси, а авиацию ждет затяжной кризис на несколько лет, считают эксперты.

Деньги остались дома

Из 507 млрд рублей финансового ущерба около половины суммы — 230,3 млрд рублей — придется на транспортную отрасль, говорится в обзоре InfraOne Research (подразделение группы InfraOne). Из них 134 млрд рублей (около 60%) за вторую половину марта и апрель недополучат авиакомпании и аэропорты. Именно они оказались наиболее уязвимыми на фоне ограничений мобильности населения.

По данным Международной ассоциации аэропортов (МАА) на 6 апреля, общее падение объемов пассажирских авиаперевозок в России составило почти 90% к прошлогоднему уровню. При этом трафик на внутренних линиях снизился более чем на 80%. Международное авиасообщение было закрыто с 27 марта, 4 апреля были приостановлены чартерные рейсы для вывоза россиян из-за рубежа, с 6 апреля их возобновили.

Пустой зал аэропорта
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В лучшем случае ограничения на зарубежные полеты могут снять в мае — тогда потери авиаотрасли за полные два месяца (март и апрель) составят около 180 млрд рублей, посчитали аналитики InfraOne Research. По более пессимистичному сценарию — если ограничения на полеты продлят до июня — суммарный ущерб авиакомпаниям и аэропортам превысит 270 млрд рублей. Низкая выручка будет наблюдаться еще в течение по меньшей мере одного-двух кварталов после снятия ограничений, введенных из-за пандемии. Поэтому выход из сложившейся ситуации для отрасли воздушных перевозок может оказаться более сложным и болезненным, чем для других видов транспорта, отмечается в обзоре.

С этим согласен глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Правда, по его мнению, ограничения, вероятнее всего, будут продлены как минимум до сентября.

Это — в совокупности с опасениями людей заразиться коронавирусом — создаст долгосрочный тренд на резкое снижение объема авиаперевозок. В результате авиакомпании будут вынуждены сокращать полетные программы и всеми силами избавляться от лишнего парка воздушных судов. Для восстановления отрасли потребуется не менее 5–7 лет, уверен эксперт.

Выедут на такси

Почти 42%, или 96,5 млрд рублей, потерь транспортников, по расчетам InfraOne Research, придется на железнодорожные перевозки, морские порты, городской общественный транспорт, платные дороги, а также такси и каршеринг.

При этом если потери каршеринговых компаний составят 900 млн рублей, то такси из неавиационных отраслей немногим уступает по ущербу железнодорожному транспорту — 27,4 млрд против 29,9 млрд соответственно. Причем большая часть этой суммы — недополученные доходы водителей. Как отмечают аналитики, ущерб для компаний-агрегаторов и крупных таксопарков составит 2,7–3 млрд рублей.

Водитель такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Агарышев

В 2019 году, по данным аналитического центра при правительстве РФ, в такси трудилось около 600-700 тыс. человек. Сегодня эти люди лишены возможности зарабатывать на жизнь, сказал «Известиям» председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Дневной выручки в Москве, по его словам, хватает только на то, чтобы оплатить бензин и аренду машины.

В столице после отмены ограничений из-за COVID-19 трафик городского транспорта восстановится очень быстро — в считаные дни, уверен директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Также оперативно удастся наладить работу в регионах, где крупные транспортные предприятия принадлежат муниципалитетам. Метро и наземный транспорт в значительной степени дотируются из муниципальных бюджетов в связи с большим числом льготников, пояснил он «Известиям». Снижение платежеспособности населения в первую очередь ударит именно по водителям, согласен эксперт. Восстановление работы такси, по его словам, будет зависеть от того, как быстро восстановится спрос.

Вместе с тем у сферы таксомоторных перевозок больше шансов адаптироваться к ситуации — некоторые компании уже стали работать на доставку товаров, помогая перегруженным заказами онлайн-сервисам, отмечается в обзоре. Как писали «Известия», на курьерские услуги переориентируются «Максим» и «Ситимобил», а «Яндекс.Такси» и Gett расширяют этот сектор бизнеса, подключая к нему больше водителей.

Сотрудник мобильной бригады по дезинфекции проводит экспресс-обработку автомобиля каршеринга
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Режим самоизоляции и транспортные ограничения также негативно скажутся на финансах предприятий энергетического сектора, которые лишатся около 125 млрд рублей выручки, отмечается в обзоре. В ассоциации «Совет производителей электроэнергии» сообщили «Известиям», что сегодня в отрасли занято более 2 млн человек, многие из них не имеют возможности работать в удаленном режиме.

В организации, помимо прямых потерь от сокращения энергопотребления в стране, опасаются роста долгов за тепло и электричество. Объем платежей от населения сократился в начале апреля в 4-15 раз в зависимости от региона, сказал представитель ассоциации.

— На фоне самоизоляции рано делать выводы о том, что эта тенденция сохранится в апреле и мае. Но озабоченность такой факт вызывает, — добавил он.

Также около 114 млрд рублей недосчитаются компании, управляющие объектами социальной инфраструктуры (спортивными, рекреационными, культурно-развлекательными), 38 млрд рублей — коммунальная сфера.

Проиграют не все

Правительство РФ уже анонсировало отдельные меры поддержки наиболее пострадавших отраслей. Они носят косвенный характер — это отсрочки по уплате кредитов, налогов, сборов и страховых взносов (для малого бизнеса страховые взносы снизили вдвое), а также временный запрет на проверки со стороны надзорных органов. Авиакомпаниям выделили 1,5 млрд рублей для компенсации потерь при выполнении вывозных рейсов из-за рубежа. Но, по словам источника «Известий» на рынке, механизм их распределения Росавиацией до сих пор не утвержден.

Сейчас правительство готовит второй пакет антикризисных мер, о которых должны объявить на этой неделе.

Вагон метро
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Агарышев

— Правительство находится в постоянном контакте с представителями различных организаций и бизнес-объединений по вопросу преодоления последствий коронавируса, — заявили «Известиям» в пресс-службе кабмина.

Уже утвержденные меры поддержки в целом соответствуют сложившейся ситуации, поскольку распространяются на все наиболее пострадавшие отрасли, сказал «Известиям» старший научный сотрудник Института Гайдара Александр Дерюгин. Оказать адресную помощь (в том числе в виде субсидий) государство, по его словам, сможет только после окончательной оценки потерь той или иной отрасли.

— На данном этапе сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация — каков будет ущерб для отдельных отраслей и конкретных компаний. Это станет понятно только после отмены режима самоизоляции, — сказал он.

Мужчина в медицинской маске в салоне городского автобуса
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Эксперт добавил, что, если ориентироваться на опыт КНР, это случится к июню. На адресную помощь от государства в первую очередь смогут рассчитывать крупные компании, вошедшие в список системообразующих (как писали «Известия», в него попали около 650 организаций), добавил он.

Но не все сферы бизнеса пострадают от ограничений, введенных для сдерживания распространения инфекции, отмечается в обзоре InfraOne Research.

Компании, связанные с мобильной связью, крупными онлайн-сервисами и широкополосным доступом в интернет заработают по меньшей мере 37 млрд рублей дополнительной выручки. Эти сферы, по мнению авторов обзора, получат дополнительный толчок для более активного развития и после окончания кризиса. Кроме того, пандемия станет поводом для повышенного внимания властей к сфере здравоохранения, а также транспорта и логистики.

Читайте также
Прямой эфир