Не только МЦД: как изменилась транспортная система Москвы в 2019-м
Московский транспорт подводит итоги 2019 года. Он отмечен несколькими яркими событиями, главные из которых — запуск Московских центральных диаметров (МЦД), открытие Некрасовской линии метро и продление Сокольнической. Позитивные изменения произошли и в работе наземного транспорта. Подробнее об этом — в материале «Известий».
Диаметры
Одно из самых значимых транспортных достижений 2019 года — запуск Московских центральных диаметров. Первые два диаметра «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский» открылись 21 ноября. Их создание заняло два года — гораздо меньше, чем в подобных проектах в Европе.
Диаметры создавали на базе уже существующих железных дорог. В отличие от пригородных электричек МЦД интегрированы в общую транспортную систему города. Для проезда пассажиры могут использовать карты «Тройка» и бесплатно пересаживаться на пересадочные станции метро и МЦК.
По аналогии с европейскими городами у станций МЦД создаются перехватывающие парковки со шлагбаумом. У автомобилистов есть возможность оставить машину и дальше ехать на общественном транспорте. Это особенно удобно людям, приезжающим в Москву из окрестностей: нет необходимости стоять в пробках и платить за парковку в центре. Перехватывающими спецстоянками водители могут воспользоваться бесплатно, если уедут от ближайшей станции МЦД и так же вернутся обратно, оплатив проезд картой «Тройка». Сейчас такие парковки организованы возле Царицыно, Тимирязевской, Дегунино, Беговой, Волоколамской, Лианозово и Кунцевской.
«Сегодня ехать на электричке в Москву быстрее, а на машине — комфортнее. После открытия МЦД поездка общественным транспортом начнет выигрывать и по уровню комфорта. Поэтому, надеюсь, со временем многие жители Подмосковья пересядут с личных автомобилей на поезда МЦД и на вылетных магистралях станет свободнее. Опять-таки зачем жителям Подольска или Лобни платить за маршрутку, если поездка на МЦД обойдется в два раза дешевле? Будет меньше областных маршруток — станет свободнее и на многих конечных станциях метро», — отмечал мэр Москвы Сергей Собянин перед запуском диаметров.
К концу декабря по диаметрам проехали уже более 15,5 млн человек. Это на 13% больше, чем на электричках до запуска МЦД. Еще три линии запустят к 2025 году. Их сложнее проектировать и строить. Третий диаметр соединит Зеленоград и Раменское, четвертый — Апрелевку и Железнодорожный, а пятый — Пушкино и Домодедово.
Метро и МЦК
В июле 2019 открылся первый участок Некрасовской линии метро. Он включает четыре станции: «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». С запуском линии метро стало доступнее для 800 тыс. человек. Сейчас с розовой линии можно пересесть на фиолетовую — с «Косино» на «Лермонтовский проспект». В 2020 году будет открыта вторая очередь Некрасовской линии.
Кроме того, в 2019-м протянули дальше на юг Сокольническую ветку. Открытие «Филатова луга», «Прокшино», «Ольховой» и «Коммуранки» позволило разгрузить станции на юге оранжевой ветки, на Бутовской линии, а также станцию «Саларьево», которая прежде была конечной на Сокольнической.
В метро появился Единый диспетчерский центр. Он объединил различные диспетчерcкие различных служб подземки. Это позволяет ускорить реакцию на любые отклонения и предупреждать возможные сбои.
Улучшения произошли и на Московском центральном кольце (МЦК). В 2019 году удалось сократить интервалы движения с 5 до 4 минут в час пик и с 10 до 8 минут в остальное время. Для решения этой задачи парк поездов МЦК увеличили на девять «Ласточек», что создало 585 тыс. дополнительных пассажирских мест в будни.
Наземный транспорт
Изменения коснулись и традиционного наземного транспорта столицы. В 2019-м в Москве появился 300-й трамвай нового поколения «Витязь-Москва». Новые вагоны ходят по 15 городским маршрутам. Каждую неделю они перевозят более 2,1 млн человек. «Витязями» полностью укомплектованы депо имени Баумана и Октябрьское депо. С этого года они начали поступать в депо Русакова. Всего с начала 2019-го в Москву поступило более 2 тыс. единиц транспорта.
Кроме того, в сентябре свой первый год в столице отработали электробусы. Они уже перевезли больше 22 миллионов пассажиров. Производством машин занимаются российские компании КАМАЗ и ГАЗ. Они же отвечают за эксплуатацию и сервисное обслуживание зарядных станций в течение 15 лет.
Использование электробусов на 10% дешевле, чем троллейбусов, а срок их службы в два раза больше, чем у автобусов. Сегодня на московских дорогах курсируют 300 электробусов, что делает российскую столицу лидером в этом плане среди европейских городов.
Другое
В апреле 2019-го в Москве впервые прошел Международный саммит лидеров в сфере развития городского транспорта. Ведущие международные транспортные эксперты познакомились с транспортной системой Москвы и приняли участие в пленарных сессиях и круглых столах, посвященных развитию железнодорожного транспорта, экологически чистой мобильности, альтернативному транспорту, пассажирским сервисам и другим важнейшим темам эффективного транспортного развития.
В мероприятии приняли участие эксперты из 17 мегаполисов мира, а специальными гостями мероприятия стали руководители технических компаний, ведущих исследования в сфере умной мобильности.
Специальным гостем события также стал генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Мохамед Мезгани. Он и Сергей Собянин подписали декларацию о дальнейшем сотрудничестве. Мезгани высоко оценил транспортные достижения российской столицы, особенно запуск диаметров.
В 2020 году мероприятие пройдет уже во второй раз.