Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Из лесу, вестимо: «Ветка» Монастырского пополнила собрание Третьяковки

Знаковое произведение московского концептуализма будет постоянно демонстрироваться на Крымском Валу
0
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Обычная ветка из леса, несколько рулонов скотча и столешница из ДСП… Третьяковка представила пополнение коллекции искусства XX века — «Ветку» (1996) Андрея Монастырского, ключевое произведение московского концептуализма. Для музея это важное событие еще и потому, что работа приобретена на доходы от эндаумента — целевого фонда, недавно созданного для финансирования подобных проектов. Выбор закупочной комиссии вызвал много споров, но руководство галереи в нем уверено. Как выяснили «Известия», инсталляция войдет в постоянную экспозицию на Крымском Валу.

О формировании эндаумента гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объявила в прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме. Механизм следующий: из пожертвований формируется сумма, которая затем инвестируется управляющей компанией, выбранной на конкурсной основе. Доходы от инвестиций направляются на одну из целей, определенных уставом, при этом исходные средства остаются неприкосновенными.

«Ветка» — первый реальный результат этой новации. Конкретную сумму, которую пришлось выложить за произведение, представители музея не называют, но примерную оценку дать можно. В 2006 году инсталляция была выставлена на торги Sotheby’s с эстимейтом $30–40 тыс., но не продана. С тех пор рынок несколько раз вырастал и падал (как минимум провалы были после 2008 и 2014 годов), к тому же наверняка Третьяковке сделали хорошую скидку: для любого частного владельца (в данном случае это галерея XL) почетно, когда работа из его собрания попадает в фонды столь значимой институции. Так что в целом порядок цен, вероятно, остался прежним.

Однако целесообразность покупки именно этого произведения у многих вызвала сомнение. Инсталляция действительно с трудом вписывается в традиционные представления о национальном искусстве. Это прикрепленная к стене доска, с которой свисают четыре рулона скотча, и в них вставлена настоящая ветка из леса. Справа от объекта — машинописное пояснение: «Какой бы отрывок из статей Штокхаузена о Веберне я бы здесь ни использовал, всё равно это было бы, как говорится, «не та музыка», «не совсем то», и т.д. А. Монастырский».

Упоминание двух ведущих композиторов-экспериментаторов XX века (один — первой его половины, другой — послевоенного периода) дает ключ к пониманию: объект потенциально музыкален. Если потянуть за ветку, квартет рулонов скотча образует некое звучание. Но делать этого нельзя, поскольку работа тогда будет разрушена. Остается представлять отсутствующие «мелодии» в полной тишине.

Прелесть инсталляции именно в ее эфемерности и в то же время физической осязаемости. От концептуализма, столь важного явления отечественной арт-сцены 1970–1990-х, осталось не так-то много артефактов — в основном описания, фото- и видеодокументации (в частности, это касается основанной Монастырским группы «Коллективные действия»). Тем и объясняется цена и значимость объектов типа «Ветки»: их попросту мало, так как художники предпочитали иные формы самовыражения.

Впрочем, и «Ветка» на самом деле не совсем реальна в музейном смысле. Третьяковка в данном случае покупает не столько предмет, сколько идею.

— Сама ветка там менялась, это уже четвертый вариант, — признался «Известиям» Андрей Монастырский, комментируя судьбу работы. — Инсталляцию можно собирать по фотодокументации, прямо на месте.

Руководитель отдела новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова подтвердила, что в случае демонстрации произведения в других музеях оно будет собираться каждый раз заново. Но конкретных планов «гастролей» пока нет. Зато столичные зрители увидят «Ветку» уже довольно скоро, если, конечно, карантин не помешает.

— Объект будет представлен в нашей постоянной экспозиции на Крымском Валу в зале московского концептуализма. Но когда конкретно, сказать не могу. Возможно, это будет через месяц-полтора, — сообщила «Известиям» Ирина Горлова.

Сотрудники музея подчеркивают перекличку этой работы с одноименной картиной Александра Иванова. Правда, внешне у них мало общего: там — цветущая ветка Палестины, здесь же — голая, обрубленная, будто нарочито лишенная всякой поэтики коряга из русского леса. Но рифма — в самом значении этих произведений для ГТГ: как «Явление Христа народу» и все эскизы к нему стали ключевым приобретением Павла Третьякова, так и это пополнение открывает новый этап расширения коллекции созданной им галереи.

Читайте также
Прямой эфир