Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Сетевое хранилище: что смотреть ценителям искусства во время карантина

«Известия» оценили интернет-возможности ведущих мировых и российских арт-институций
0
Фото: Getty Images/Edward Berthelot
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Бесплатные онлайн-курсы по истории искусства, рентгенограммы картин и пятичасовая виртуальная прогулка по дворцу — вот лишь немногое из того, что предлагают музеи своим посетителям в разгар пандемии коронавируса. Что делать ценителям прекрасного, когда закрыты Лувр и MoMA, Прадо и Уффици, Альбертина и Дрезденская галерея? Тем более волна отмен мероприятий, похоже, дошла и до России: в выходные о приостановке работы уже объявили «Гараж» и Музей AZ. «Известия» изучили наиболее интересные онлайн-возможности ведущих мировых арт-институций.

Онлайн-коллекции

Ведущие западные музеи уже довольно давно озаботились тем, чтобы их коллекции были хотя бы частично представлены онлайн. Что особенно ценно, репродукции приводятся в разрешении, достаточном для того, чтобы рассмотреть произведение в деталях (хотя, как правило, недостаточном для печати — это ограничение связано с авторскими правами). А описания содержат подробные сведения о размере и технике, в которой выполнена работа. Нередко указывается провенанс (история владения) и приводится рентгенограмма картины.

Образцовый пример — испанский музей Прадо. В разделе «Коллекция», вынесенном сейчас на главную страницу, приведены основные шедевры, но по поиску можно увидеть гораздо больше.

Для работ доступен вид в раме и без, рентгенограммы (увы, не для всех) и подробные описания со всеми деталями, которые могут заинтересовать ценителей и исследователей, а также связанные с произведением единицы хранения. Например, вместе с конным портретом Карла V кисти Тициана можно посмотреть литографические репродукции XIX века. Помимо этого в онлайн-архиве Прадо доступно множество видеоэкскурсий, лекций и прочего образовательного контента (разумеется, на испанском, но с английскими субтитрами).

Несколько более скромные возможности предлагает венская Альбертина. Там нет рентгенограмм и прочего, зато каталог из 225 тыс. репродукций куда более удобен для изучения.

В том или ином виде у большинства значимых европейских или американских музеев на сайтах доступны репродукции произведений из собрания. Отличия — в количестве (например, на сайте нью-йоркской MoMA выложено 84 тыс. из примерно 200 тыс.), удобстве интерфейса, качестве изображения и ассортименте дополнительных материалов.

Виртуальные туры

Еще одна широко распространенная опция — виртуальные туры. В некоторых случаях это возможность, как в компьютерной игре или Google Street View, перемещаться по залам и видеть реальное расположение экспонатов (таких «бродилок» по ведущим мировым музеям много на сайте Google Art&Culture), иногда же это просто видео, но зато не требующие никакой активности от зрителя и позволяющие увидеть работы гораздо ближе, чем это возможно при обычном посещении.

На днях широкий резонанс в Сети вызвало пятичасовое видеопутешествие по Эрмитажу, целиком снятое на смартфон. Качество картинки, впрочем, вполне кинематографическое, да и по сути это не просто виртуальный тур, а некое подобие «Русского ковчега» Сокурова — только куда более медитативное и по своей природе документальное, а не игровое. Впрочем, тут тоже встречаются посторонние персонажи: танцовщица, делающая па на Иорданской лестнице, компания подростков, снимающих селфи на фоне шедевров, а в конце — трио Кирилла Рихтера, играющее в одном из залов почти в темноте. В общем, идеальный вариант для просмотра небольшими частями под настроение.

Еще один выдающийся пример, но совсем иного плана — сайт Государственного музея нового западного искусства. Как известно, этот музей, объединивший коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, был закрыт при Сталине, а уже в наши дни было много дискуссий о том, что его надо возродить. В итоге Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина, разделившие эти коллекции, так и не смогли договориться, но решили создать виртуальное пространство, где можно будет «погулять» по ГМНЗИ, причем в разные годы его существования. Что и было сделано. Теперь мы можем увидеть, как демонстрировались лучшие в мире коллекции импрессионистов и французских модернистов при жизни самих коллекционеров.

Образование и трансляции

Если по части размещения коллекций онлайн российские музеи зачастую отстают от западных коллег (хотя, например, у ГМИИ тоже есть электронный каталог), то в креативности использования онлайн-возможностей они зачастую в авангарде. Так, у того же Пушкинского есть «Академия» — это онлайн-платформа, где собраны подкасты, видеокурсы, записи избранных лекций и образовательных циклов.

— В настоящий момент работают три раздела: «Интро» — для начинающих изучать мировую культуру, «Про» — для более глубокого погружения в тему и детский блок для юных зрителей и их родителей, — рассказала «Известиям» замдиректора ГМИИ по развитию Инна Милосердова. — Все видеолекции доступны абсолютно бесплатно и без ограничений по времени. Исключение — базовый курс «Интро. Мировая история искусств. Избранное». Он запускается в формате марафона два раза в год.

Пушкинский музей, как и Третьяковка, решил пока не закрываться на карантин, обеспечив при этом все необходимые меры эпидемиологической безопасности. Однако рассматриваются разные сценарии. В беседе с «Известиями» Инна Милосердова сообщила, что в случае полного карантина будут записаны циклы видеоэкскурсий и видеоквестов по историческим залам основной экспозиции.

В свою очередь, «Гараж» не стал дожидаться возможного ухудшения ситуации и объявил о временном закрытии. Но — пообещал усилить деятельность в интернете.

— Вся команда «Гаража» сейчас работает над переформатированием программы и переводом в онлайн-пространство. В ближайшее время на сайте музея появится специальная страница с различными материалами — от онлайн-гидов, видеотуров по текущим выставкам, подкастов и плейлистов до рецептов из меню кафе, — сообщили «Известиям» представители «Гаража». — Пока что программа разрабатывается, из ближайших событий — 19 марта петербургский ансамбль Verevka исполнит импровизационный сет в прямом эфире из библиотеки музея.

Конечно, никакие трансляции не заменят живого восприятия, а репродукции — созерцания подлинников. Но это поможет ценителям искусства хотя бы немного скрасить период мирового карантина. Да и сайты музеев станут лучше и информативнее.

Читайте также
Прямой эфир