Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Происшествия
В Кисловодске при пожаре в частном доме погибли два человека
Происшествия
В Калмыкии мужчина и двое детей погибли в ДТП с участием грузовика
Происшествия
Пожар в квартире на юго-востоке Москвы ликвидировали
Политика
В РФ запретили усыновлять детей гражданам стран, где разрешена смена пола
Спорт
Петр Ян одержал победу в бою с Дейвисоном Фигейредо
Мир
Зеленский обвинил Запад в неукомплектованности ВСУ
Мир
В ЦПВС сообщили о 23 нарушениях возглавляемой США коалицией в небе Сирии
Мир
Израиль нанес удар по КПП на границе Сирии и Ливана
Происшествия
Жителей пострадавшей от пожара многоэтажки в Москве начали пускать в квартиры
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Глобальный экономический эффект от пандемии нового коронавируса пока нельзя даже спрогнозировать, при этом потери бизнеса в таких сферах, как транспорт, туризм, развлечения и т.д., уже измеряются десятками и сотнями миллионов долларов. Впрочем, кто-то из ритейлеров от распространения COVID-19 остается только в выигрыше. Среди них — популярные сервисы по доставке готовой еды и продуктов. О том, почему оставленные у двери без присмотра пакеты с едой — один из лучших вариантов защиты и насколько этичны действия потребителя, который подвергает доставщика пиццы риску заражения, — в материале «Известий».

Доставка без контакта

Пандемия коронавируса, начавшего распространение из Китая, затронула уже более половины стран мира. И даже если не говорить о летальных случаях, новая инфекция в той или иной мере повлияла на планы и жизненный уклад едва ли не каждого жителя Земли. Коснулось шествие COVID-19 по планете и гастрономических привычек населения — из-за карантина, а также на фоне призывов властей минимизировать появление в общественных местах новую популярность начала обретать услуга доставки готовой еды на дом.

Логично предположить, что курьер с коробкой пиццы или суши — как, в общем-то, и любой другой человек — может представлять собой потенциальную инфекционную угрозу. Для того чтобы не трепать нервы и без того испуганным коронавирусом клиентам, службы доставки начали активно использовать методы, которые позволяют свести к минимуму даже теоретические шансы на передачу инфекции от доставщика к покупателю или наоборот.

«Я просто оставлю это здесь»

В США и Европе сервисы по доставке готовых блюд начали предлагать новую опцию — при заказе в приложении можно указать, чтобы пакеты или коробки с едой курьер оставил у двери, а не передавал получателю лично в руки. В начале марта компания Postmates, которая работает более чем в 4 тыс. американских городов, уведомила своих клиентов об опции Dropoff. Получатель теперь может заказать доставку «до порога» или и вовсе забрать заказ снаружи здания. «Думаем, что это способ, который позволит как нашим клиентам, так и сотрудникам чувствовать себя комфортно при выполнении доставки», — указано в сообщении базирующейся в Сан-Франциско фирмы.

Пир во время пандемии: коронавирус прививает вкус к еде с доставкой
Фото: Depositphotos

Аналогичные опции есть и у Uber Eats, работающей в 45 странах мира. Еще одна американская компания — DoorDash также тестирует расширенное меню опций для бесконтактной доставки: там клиенты могут передать водителю, который везет им еду, дополнительные инструкции, включая даже фотографию того места, куда надо поставить пакеты, пишет Reuters.

Крупнейшая в Европе система онлайн-заказа и доставки еды из ресторанов Just Eat Takeaway (JET) 13 марта сообщила о том, что в рамках мер предосторожности в связи с пандемией коронавируса начинает привозить заказы до двери. В компании при этом говорят, что пока не видят ни положительного, ни негативного экономического эффекта от коронавируса, уточняет агентство.

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»

О том, насколько популярными становятся и без того востребованные сервисы доставки еды на дом, свидетельствует статистика. Согласно данным консалтинговой компании Technomic, свыше 30% потребителей в США заявили, что не собираются выходить из дома или посещать рестораны с той же регулярностью, как раньше, в «довирусное» время. Треть респондентов в рамках исследования, в котором приняли участие 1 тыс. человек, сообщили, что будут чаще пользоваться услугами служб доставки.

Восходящий тренд, в котором живут сервисы по доставке готовых блюд, подтверждают и эксперты UBS (инвестиционный банк предоставил «Известиям» копию аналитической записки, датированной 12 марта). Как отмечается в документе, популярность данной услуги растет и, вероятно, продолжит расти в краткосрочной перспективе, поскольку «потребители больше времени проводят дома». В то же время, как отмечают аналитики, «индустрия онлайн-заказа еды всё еще находится в младенческом возрасте, и делать выводы, в которых учитывался бы опыт предыдущих пандемий, сложно».

Сотрудник ресторана готовит еду на вынос на юго-западе Китая

Сотрудник ресторана готовит еду на вынос на юго-западе Китая

Фото: Global Look Press/Wang Quanchao/Xinhua

При этом в UBS предупреждают, что свои последствия могут быть и у перехода потребителей в режим экономии (в качестве одной из мер предосторожности), хотя данный фактор «сможет больше влиять на походы в рестораны, чем на доставку из них». Тем временем акции европейских компаний, занимающихся доставкой готовой еды, вместе с ценными бумагами эмитентов, работающих в других отраслях, снизились примерно на 20% от пиковых значений — опять же на фоне распространения коронавируса, а также спада цен на нефть после развала сделки ОПЕК+, указывают в UBS.

Вонтон в карантин

В Китае как стране, первой столкнувшейся с новой угрозой и ставшей пионером в защите своих граждан от инфекции, новые, более безопасные методы доставки еды на дом взяли на вооружение с начала года. Один из ведущих в стране операторов в этой области — Meituan — отчитался о резком росте числа заказов. Согласно данным компании, которая сотрудничает почти с 6 млн ритейлеров, в период с 26 января по 8 февраля свыше 80% всех заказов в Китае были сделаны с пожеланием о бесконтактной доставке.

В Ухане, эпицентре эпидемии, этот показатель составил более 95%. «Meituan запустила бесконтактную доставку в Ухане 26 января и в течение недели масштабировала данную услугу на всю страну, — пишет Business Insider. — После этого другие крупнейшие игроки на рынке, например Ele.me, а также сети, в том числе KFC, также начали предоставлять аналогичные услуги».

Робот для доставки еды в Китае

Робот для доставки еды в Китае

Фото: Global Look Press/Xue Yuge/Keystone Press Agency

Для того чтобы еще больше убедить получателей в безопасности доставки, в Meituan начали прикреплять к пакетам с едой карточки с именами всех сотрудников, которые работали над изготовлением, упаковкой и доставкой заказа, с указанием их температуры. Также в карточку вносятся данные о принятых сотрудниками мерах по дезинфекции.

Еще один инструмент защиты, который придумала китайская компания, — картонный защитный «короб», которым едок отгораживается от окружающего мира: в Meituan утверждают, что нехитрое приспособление (его фото публикует, в частности, Sky News) эффективно блокирует возможное распространение вируса в процессе поглощения пищи.

За чей счет этот банкет?

Казалось бы, обезопасить себя и своих близких, прибегнув к самоизоляции и питаясь лишь тем, что в готовом виде или в виде набора продуктов и полуфабрикатов вам может доставить курьер, — подход в нынешней ситуации вполне корректный и ответственный. Впрочем, у кого-то могут возникнуть сомнения этического порядка — насколько, мол, порядочно, находясь под защитой собственных стен, подвергать человека, везущего обед или ужин, потенциальной опасности заражения?

Как признает Тодд Мэй, профессор философии в Университете Клемсона в США, ответить на этот вопрос непросто. Тем не менее, по словам ученого, которые приводит The Atlantic, стоит задуматься, не приведет ли массовый «исход» курьерских бизнесов из района, где зарегистрирована вспышка COVID-19, к еще большему вреду для самих сотрудников этих служб.

Курьер службы доставки на улицах Москвы

Курьер службы доставки на улицах Москвы

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Специалисты все равно считают заказ еды с доставкой достаточно безопасным, даже с учетом потенциальных рисков передачи инфекции через курьера. «Не думаю, что службы доставки еды представляют собой какие-то особые риски», — отмечает Амеш Адалия, исследователь из центра безопасности в сфере здравоохранения при университете Джонса Гопкинса. «Это хороший способ для социального дистанцирования, что особенно важно для пожилых людей», — добавил врач, мнение которого приводит The Washington Post.

В свою очередь, директор исследовательского центра пищевой промышленности из Калифорнийского университета в Беркли Сару Джейараман полагает, что потребителям надо думать об этической стороне ситуации в более широком ключе. В частности, она считает вполне допустимым заказывать еду онлайн, но при этом по возможности поддерживать адресованные работодателям требования курьеров, добивающихся предоставления им социальной поддержки, в частности компенсации затрат на здравоохранение или отпуск, в который они вынуждены уйти по медицинским показаниям (фонд для оплаты таких расходов, например, создает базирующаяся в Великобритании Deliveroo). Потребители также могут немного увеличить размер чаевых доставщику, пишет Wired.

Маска для курьера

В России распространение инфекции пока удается сдерживать, в том числе благодаря достаточно жестким мерам, которые принимает правительство. «Коронавирусное диссидентство» (например, случаи, когда люди с подозрением на инфекцию сбегают из стационара) массового характера не приняло.

В любом случае российские службы доставки готовых блюд также принимают меры, призванные минимизировать риски распространения COVID-19.

Так, Delivery Club внедрил функцию бесконтактной доставки, а курьеров начал обеспечивать медицинскими масками и дезинфицирующими средствами. «На текущем этапе мы рассчитываем, что функция бесконтактной доставки в первую очередь сделает использование сервиса более комфортным для пользователей, соблюдающих режим изоляции или решивших по собственной инициативе принять дополнительные меры профилактики», — отмечает операционный директор DC Мухит Сейдахметов.

Маска для курьера
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В компании «Известиям» также сообщили, что по итогам минувших выходных заметили ускорение роста спроса. «Количество заказов увеличилось на 22% по сравнению с предыдущими выходными, на 15% вырос средний чек. Показательно, что это происходит на фоне высокой базы — неделю назад отмечался Международный женский день», — отметили в пресс-службе. Там также отметили, что «для рынка доставки готовой еды в России более показательной будет текущая неделя», поскольку введение «дополнительных профилактических мер, включая возможный переход на удаленный режим учебных заведений и крупных компаний», может ускорить и рост количества заказов из ресторанов.

«Все заказы в «Яндекс.Еде» и «Яндекс.Лавке» доставляются по умолчанию бесконтактным способом. Курьеры размещают заказ на термосумке, чтобы клиенты могли сами его забрать возле входной двери. В обоих сервисах нет наличного расчета: все заказы заранее оплачены картой», — сообщил «Известиям» Владимир Исаев, PR-директор «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки». По его словам, всем курьерам даны рекомендации — чаще мыть руки, воздерживаться от рукопожатий и пользоваться обеззараживающими гелями, а также обращаться к медикам при первых признаках плохого самочувствия. Курьерам также разрешили отказываться от доставки заказов в больницы, добавил Исаев.

Читайте также
Прямой эфир