Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил разработать программу восстановления инфраструктуры Курской области
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Гуцул призвала генсека ООН обратить внимание на ситуацию вокруг Гагаузии
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Мир
В Кремле заявили об отсутствии реакции США на удары Украины по энергообъектам РФ
Мир
Лукашенко указал на бесценный опыт благодаря интеграционному проекту Белоруссии и РФ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
Власти Турции раскритиковали призывы оппозиции к экономическому бойкоту
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Общество
Памфилова сообщила о сохранении бумажных бюллетеней на выборах в РФ

Малым помалу: инструменты господдержки непопулярны среди компаний

Бизнес не готов заниматься долгим сбором документов и не верит в помощь от властей
0
Фото: Depositphotos
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Только каждый десятый предприниматель обратился за господдержкой, хотя знают о ней 75% бизнесменов, говорится в исследовании аналитического центра НАФИ (есть у «Известий»). Среди основных причин невостребованности мер респонденты называли сложности со сбором документов и недоверие к государству. При этом меньше трети опрошенных предпринимателей заявили, что никогда не слышали о каких-либо механизмах помощи со стороны властей. По словам экспертов, бизнес не обращается за помощью, чтобы избежать лишних проверок контролирующих органов.

Каждый десятый

75% представителей малых и микропредприятий заявили, что знают о действующих мерах государственной поддержки бизнеса. Однако на деле только 9%, или почти каждый десятый, воспользовались ими, следует из результатов опроса. Оставшаяся четверть респондентов заявила, что никогда не слышала о возможности получить помощь от властей. Исследование НАФИ, проведенное в январе этого года, характеризует спрос на программы стимулирования в 2019-м в целом. В нем участвовали 1000 действующих предпринимателей из 80 субъектов страны. Исследование проведено впервые.

Для трети респондентов причинами, помешавшими обратиться за помощью от государства, стали сложности с подготовкой документов: за время ожидания одной справки истекает срок действия другой. При этом каждый пятый предприниматель сообщил, что не верит в помощь от государства, поэтому и не воспользовался предлагаемыми возможностями. На отсутствие подходящих для их бизнеса программ пожаловались менее 20% респондентов. Столько же заявили, что им не нужна помощь в развитии своего дела.

Авторы исследования отмечают, что невостребованность инструментов по развитию бизнеса вызвана низким уровнем понимания предпринимателями существующих программ и сформировавшимся стереотипом о работе с госорганами. Согласно опросу, большинство респондентов (79%), у которых за спиной нет опыта получения государственной помощи, априори считают, что добиться ее сложно. Но в случае упрощения процедур оформления они охотно подадут заявку.

— Со стороны бизнеса есть спрос на господдержку, однако ее получение представляется сложным и долгим процессом. В результате предприниматели редко обращаются и часто не обладают для этого полной информацией. Для эффективности помощи МСП не хватает слаженной системы межведомственного взаимодействия. Нужны единые окна, которые предоставят компаниям исчерпывающую информацию, — отмечает гендиректор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.

Непопулярность мер господдержки также связана с их несоответствием реальным потребностям бизнеса, говорится в исследовании. Отмечается и влияние недостаточного учета особенностей региональной экономики, низкой коммуникации с предпринимателями, слабой информационной кампании как на федеральном, так и на региональном уровнях. По мнению авторов исследования, преграды создает и забюрократизированность процедур по получению помощи, усложненная форма отчетности по ее итогам и большое количество проверок.

Системные проблемы

В пресс-службе Минэкономразвития оперативно не ответили на вопросы «Известий» об объемах и видах государственного стимулирования бизнеса. В Корпорации МСП рассказали, что за прошлый год они поддержали 10,3 тыс. компаний на 735 млрд рублей (в 2018 году было 2,7 тыс. предприятий на 175 млрд рублей). В Фонде развития промышленности сообщили: профинансировано 189 проектов на 34,5 млрд рублей (это на 30% и 24% превосходит показатели 2018-го).

Глава «Опоры России» Александр Калинин, отвечая на вопрос о реалистичности данных исследования, сообщил, что «этим цифрам можно верить». По его словам, около 10 лет назад вдвое меньше компаний знали о мерах господдержки, а пользовались ими не более 4%.

С причинами невостребованности инструментов — недостаточной информированностью и неверием в помощь от чиновников, согласился и сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Однако он поставил под сомнение число респондентов, знающих о госпрограммах, куда могли попасть и те, кто слышал об одной–двух из них. На деле же одних госинститутов развития, предоставляющих множество видов субсидий, более трех десятков, причем только на федеральном уровне. Каждый предприниматель с вероятностью 99% найдет подходящий для него вид поддержки, заявил он.

Впрочем, главной проблемой эксперт считает отсутствие доверия к чиновникам, которое проявляется в опасениях насчет административного давления. Существует боязнь, что «разовьешь бизнес, и его отберут, или будут наезды проверяющих органов, если кого-то обошел в конкуренции», подчеркнул Антон Данилов-Данильян.

По мнению завлабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС Веры Бариновой, спрос на господдержку по-прежнему низкий. Похожее исследование проводилось в 2018-м, когда большинство представителей МСП отметили, что не обращались за помощью, и лишь каждый десятый дал положительный ответ. Всё дело в системных проблемах в развитии малого бизнеса, который зависит от состояния экономики и спроса населения, считает Вера Баринова. По ее мнению, прямые финансовые механизмы не работают, и нужны дополнительные меры, например, налоговые и имущественные льготы, обучение и консалтинг.

Читайте также
Прямой эфир