China нагрянет: ресторанам и отелям придется пускать граждан Китая
Отели и рестораны не имеют права отказывать в обслуживании китайцам, за это предусмотрено наказание вплоть до уголовного. Об этом «Известиям» заявили в российском Союзе потребителей. Там подчеркнули: предложения услуг ресторанов и отелей публичные, а значит, они обязаны работать с любым клиентом независимо от гражданства. Единственный повод не принимать посетителей — отсутствие мест в заведении. В Роспотребнадзоре подтвердили, что условия обслуживания, отличные от законов РФ и ущемляющие права потребителей, недействительны. В Федерации рестораторов и отельеров с этим не согласны — там считают, что каждое заведение имеет право применять меры предосторожности и в этом нет ничего предосудительного.
Негостеприимным штрафы
3 февраля в Instagram аккаунте махачкалинского ресторана «Гамбит» появилось объявление: «Китайцам вход запрещен». Под надписью был нарисован доктор в чумной маске, тут же уточнялось, что «дагестанский хинкал с чесночным соусом — лучшее средство против коронавируса». Виртуальными ограничениями заведение не ограничилось — масштабный баннер с запретом появился и перед входом в ресторан.
Похожая история развернулась в Одессе: пятизвездочная гостиница «Калифорния» установила у стоек регистрации таблички, информирующие: «Китайцам проживание в отеле запрещено». Объявления написаны на русском и английском языках.
Владелец одного из баров в Риме близ знаменитого фонтана Треви поступил аналогично и перед входом в заведение на китайском и английском написал: «В связи с международными мерами безопасности все приезжающие из Китая лица не имеют доступа в это место».
На Урале, как сообщают местные СМИ, таксисты отказываются сажать в автомобиль китайцев, многие не хотят ехать в аэропорт — опять же из-за страха подхватить вирус.
Подобный бум синофобии — страха по отношению к китайцам — наблюдается по всему миру, но особенный размах явление приобрело в Южной Корее, Японии, Вьетнаме, Индонезии — странах, наиболее подверженных угрозе.
Однако, как заявили «Известиям» в Союзе потребителей РФ, предложения услуг ресторанов и отелей — публичные, а значит, они обязаны обслуживать любого, кто к ним обратится. Данное право распространяется в равной степени на всех клиентов независимо от гражданства. За неправомерный отказ работать с китайцами российским законодательством предусмотрены штрафы, подчеркнули в ведомстве.
— Единственное основание для отказа — объективная невозможность предоставить услуги в виду, например, полной занятости ресторана, отеля. Сотрудники ресторана, не являясь квалифицированным медицинским персоналом, не могут определить ни характер заболевания, ни степень его угрозы окружающим, — рассказал «Известиям» сопредседатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов. — В целом меры ограничительного характера может принимать федеральная власть в случаях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, но даже тогда ограничение всё равно не могут выборочно применять бизнесмены.
В Союзе потребителей напомнили, что штраф за неправомерный отказ в обслуживании по действующему КоАП для юридических лиц составляет от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. В новом КоАПе, который планируется принять в 2021 году, наказание по этой статье может быть еще более жестким, заверили там.
Запрет на посещение кафе или отеля китайцами может обернуться и уголовным наказанием — ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» предусматривает штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо лишение свободы до двух лет.
Однако на практике по данной статье привлечь кафе или отель за отказ обслуживать китайцев будет сложно — это довольно долгая процедура. Если гражданин КНР столкнется с подобным отношением к себе, то он может пожаловаться в Союз потребителей или сразу в Роспотребнадзор.
Там на запрос «Известий» призвали руководствоваться действующим законодательством РФ и привели выдержки из федеральных законов о защите прав потребителей и правовом положении иностранных граждан в России.
«Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными», — говорится в статье 16 закона о защите прав потребителей.
«Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом», — статья 4 закона о правовом положении иностранных граждан в России.
Заботятся о здоровье
Однако в Федерации рестораторов и отельеров не видят ничего плохого в том, что некоторые заведения отказываются принимать гостей из КНР — таковы их меры предосторожности.
— Я знаю, что некоторые отели не подтверждали бронирование китайским гостям еще две недели назад. Наверное, у каждого есть право по-своему заботиться о здоровье. Вряд ли это можно назвать расовой дискриминацией, скорее определенная осторожность в отношении известного эпидемиологического случая, — заявил «Известиям» вице-президент федерации Вадим Прасов.
Историю с махачкалинским заведением эксперт считает скорее пиар-ходом — Махачкалу, по его словам, в течение года посещает не такое большое число китайских туристов — от силы 50 человек. Поэтому большого возмущения у граждан КНР за то, что их не пустят в дагестанский ресторан, не возникло. При этом отказы не станут массовыми, уверен Вадим Прасов.
— Россия закрыла границу с Китаем, остановила железнодорожное сообщение, практически прекратила авиасообщение и свернула перемещение безвизовых туристов. Это меры предосторожности со стороны государства, скажете вы. Но отели и рестораны используют такие же меры, просто локального уровня, — отметил эксперт.
«Известия» направили запросы в крупнейшие сервисы по бронированию отелей и арендного жилья с вопросом, поступали ли им жалобы от граждан КНР из-за отказов в заселении или бронировании по расовому признаку.
В Boooking.com «Известиям» заявили, что «предлагают возможность бесплатной отмены или изменения любых бронирований объектов размещения в Китае с заездом до 8 февраля 2020 года, а также оказывают аналогичную поддержку всем клиентам из КНР, которые отправляются за границу». В Airbnb расследуют
все сообщения о дискриминации и при необходимости принимают соответствующие меры, вплоть до удаления пользователей с платформы, заявили «Известиям» ее представители.