Одинаковы с лица: каким будет памятник советскому солдату


Какой должна быть воплощенная в бронзе, камне или бетоне память о Великой Отечественной? Может ли современный монумент солдату-защитнику в Тверской области походить на аналогичную работу в Ярославской? Режиссер Андрей Кончаловский выступает за тиражирование памятников. А вот скульпторам ближе разнообразие. В преддверии подведения итогов конкурса Российского военно-исторического общества (РВИО) на разработку проекта композиции, посвященной советскому солдату, «Известия» разбирались, какие монументы могут стать типовыми.
Конкурс РВИО был объявлен в 2019 году. По итогам народного онлайн-голосования и заседания творческого совета общества из 86 работ было отобрано девять вариантов. В ближайшее время будут названы проекты-победители. Затем эти скульптуры должны появиться на площадях, в скверах и на воинских захоронениях в небольших российских городах и селах.
Родом из СССР
Создание постаментов и скульптур финансируют РВИО и благотворители. Пространство вокруг памятника и поддержание его в порядке — забота местных властей. Очевидно, что при выборе совет будет ориентироваться на мнение своего председателя Андрея Кончаловского, который считает, что памятники должны, во-первых, продолжать традиции отечественного монументального искусства, а во-вторых, быть бюджетными.
— Это памятник советскому воину. Воину, жившему в СССР. Думаю, избегать неких аллюзий, параллелей с советским монументальным искусством было бы неправильно, — поделился Андрей Кончаловский с «Известиями». — Очень важно, чтобы он перекликался или каким-то образом давал развитие тому, что наработали великие Голубкина, Вучетич, Мухина. Также считаю, что памятник должен быть легко тиражируем. Кроме того, важен вопрос технологий. Надо, чтобы памятник выглядел, как будто он из гранита, хотя на самом деле сделан из менее дорогостоящего материала.
В РВИО «Известиям пояснили, что девяти претендентам на победу дано задание не рассматривать в качестве материала гранит, бронзу, мрамор и доработать проекты таким образом, чтобы их можно было изготовить из бетона. По мнению скульптора Дениса Стритовича (памятники его работы стоят в ряде регионов), для бюджетных, но качественных работ это оптимальное решение.
— Современные бетоны заливаются в монолите с железными каркасами и при полной технологии будут служить очень долго, — пояснил мастер «Известиям». — У них есть свои художественные преимущества. Бетон, даже если заливаешь пятиметровую фигуру, практически полностью повторяет всё, что было у скульптора в глине и пластилине. И сходство, и образ, который задавался в начальном портрете, сохраняются.
Что касается тиражирования, это вопрос неоднозначный, отметил он. С одной стороны, легче и дешевле делать одинаковые памятники. По такому принципу работали советские комбинаты. Но и требования индивидуальности никто не отменял.
Если речь идет о совсем глухих местах, где есть воинские захоронения, система тиражирования оправдана, считает Денис Стритович. В то же время для городов или райцентров она неприемлема — там должны быть и исторические образы, и разные темы. В Калуге, например, недавно открылся памятник безымянному защитнику Отечества, но у него есть прототип — полковник Краснопивцев, погибший в боях за освобождение города.
Душевные вещи
Запросы на установку памятников в РВИО присылают города, не возбраняется это сделать и отдельным гражданам. Также местные власти выбирают место для памятника и заботятся о его благоустройстве (скамейки, дорожки, клумбы, сквер). Масштаб зависит от бюджета — где-то скромно и просто, но может быть и гранитное мощение, и поставленный свет.
— Как правило, денег не хватает. И по этой причине в области есть движение по сбору добровольных пожертвований, — рассказал «Известиям» первый заместитель председателя Тамбовской областной думы Владимир Карев. — Перечисляют, кто сколько может. Средства аккумулируются в специальном фонде. Благоустройством площадки занимаются местные архитекторы. Обычно за свою работу они денег не берут. Монумент ставится на баланс сельского совета или города.
В этом году в области планируется установить 12–13 памятников, а за последние 15 лет здесь появился 131 памятник. Есть у региона и свое ноу-хау. Обязательная деталь тамбовских мемориалов — орден «Победа» или Отечественной войны и звезда Героя Советского Союза, которые изготавливают местные заводы.
Возвращаясь к установке Андрея Кончаловского, можно ли считать современные памятники продолжением советской монументальной пропаганды? И там, и там имеют место идеологический подход и серийная продукция.
— Мне не нравится слово «пропаганда», — ответил на вопрос «Известий» народный художник РФ, автор памятников воинам-освободителям Салават Щербаков. — Нужны душевные вещи, исторические, серьезные. По поводу серийной продукции можно однозначно сказать, что должны быть и капитальные художественные памятники, авторские, и то, что можно повторить. Даже в Древней Греции были вещи — назовем их тиражными — танагрские статуэтки, керамика, еще что-то. Икона как таковая и канон — это именно повтор.
Бояться этого не надо, уверен скульптур, главное, чтобы памятники создавались с душой.
С 2014 года в рамках программы «Место памяти» РВИО установило более 50 памятников советскому солдату в различных регионах России, в том числе в Астраханской, Калужской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Тамбовской, Тверской областях и других. Это — монументы «Советскому Солдату-Победителю», «Советскому Солдату-Освободителю», «Защитнику Отечества от благодарных потомков» и другие.