Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Происшествия
В Амурской области произошло столкновение поездов из-за схода вагонов
Политика
Песков заявил о сокращении времени для выполнения ВСУ предложения Путина
Мир
СМИ сообщили о почти полном исчерпании ВСУ запаса ракет для комплексов Samp-T
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Спорт
Мирра Андреева победила Швентек и вышла в финал турнира в Индиан-Уэллсе
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Общество
Двое несовершеннолетних арестованы по делу о теракте в Калужской области
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Наука и техника
Маск заявил о запуске корабля с человекоподобным роботом на Марс в 2026 году
Армия
ВКС России в воздушном бою сбили истребитель МиГ-29 ВСУ
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Общество
В Москве арестован разыскиваемый Интерполом румынский преступник Василь Родидеал
Мир
В Белграде на фоне протестов приостановили движение общественного транспорта
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Зураб Церетели знает, каким должен быть памятник Юрию Лужкову, собирается открыть трехэтажный музей в Переделкино и создать огромную скульптуру Иисуса Христа. Об этом глава Российской академии художеств рассказал «Известиям» в дни празднования 20-летия Московского музея современного искусства (ММОМА). В юбилейной выставке народный художник СССР принял участие не только как директор ММОМА, но и как автор: экспозиция завершается двумя его картинами.

— Зураб Константинович, на выставке демонстрируется ваша дипломная картина 1958 года «Песнь о Тбилиси» и эскиз к ней. Почему вы решили показать на юбилейной экспозиции именно ранние работы, а не новейшие произведения?

— Честно сказать, это не я решил. У юбилейной экспозиции были кураторы. Это сложный большой проект. В том, что касается моих работ, я дал полную свободу моему внуку Василию Церетели (исполнительный директор ММОМА. — «Известия») и дочке Лике. Она мой куратор (улыбается), я ей абсолютно доверяю. Она искусствовед и художник, делает все мои выставки, каталоги, альбомы.

Василий и Лика решили сделать так: показать работу Василия Шухаева, моего любимого учителя, потрясающего рисовальщика, и мою дипломную работу. Она имеет для меня особое значение, за ней стоит важный момент в моей жизни. Когда работал над дипломом, поставил перед собой нестандартную для того времени задачу: показать соотношение тени и света, холодной и теплой цветовых гамм. Мне хотелось создать что-то радостное, феерическое. Я вдохновлялся импрессионистами, постимпрессионистами. Но такой подход не оценили, ругали меня за него.

На просмотре присутствовала делегация Академии художеств СССР во главе с тогдашним президентом Владимиром Серовым. Я помню, кто-то из педагогов отодвинул мою работу подальше, потому что знали взгляды руководства. В комиссии был великий Мартирос Сарьян, он увидел, подошел, отодвинул ткань, посмотрел и похвалил. А Серов, в свою очередь, стал ругать и сказал, что меня надо снять с диплома. Это был целый скандал! Первый раз такое было, чтобы с диплома сняли, да еще так громко. И я буквально за две недели написал новую работу и защитился на «отлично». Но это стало для меня первым серьезным испытанием.

Зураб Церетели на открытии выставки в честь 20-летия ММОМА

Зураб Церетели на открытии выставки в честь 20-летия ММОМА

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— Правда, что «Песнь о Тбилиси» в итоге на долгое время исчезла, а уже много лет спустя вы ее где-то случайно купили?

— Да, так и было. Мне сообщили, кажется, в начале 1990-х: «Твоя работа продается». Я побежал. Вижу — стоит на рынке здоровый дядя с моим полотном. И он не знает, кто такой Церетели. Я спрашиваю: «Сколько стоит?» Он назвал сумму, и я обалдел — копейки! Тут же купил. Он был счастлив, а я — в два раза счастливее.

— Почему вы однажды решили создать Музей современного искусства?

— Я работал в разных странах — в Бразилии, в Европе, и везде видел музеи современного искусства, очень интересные. И тогда я захотел создать нечто подобное в России. Меня не понимали даже близкие люди: «Ты что, с ума сошел? Какое современное искусство, о чем ты?» А я улыбался и продолжал работу. А когда музей был создан, передал в него большую коллекцию искусства XX века, которую собирал много лет.

Еще в юности я изучал этнографию и археологию, и мне это очень помогло, ведь я понял: то, что однажды создано, надо описать и сохранить для будущих поколений, для народа. Это касается и современного искусства. Когда-то у нас само это понятие было фактически под запретом. А сейчас Россия на первом месте стоит по авангарду, новейшим пластическим искусствам и так далее.

Никогда не забуду: один человек, который занимал крупный руководящий пост и многое запрещал, пришел ко мне сюда, в академию, и сказал: «Мы много чего не понимали. Я хочу извиниться».

— Кто это был?

— Не буду называть имя (улыбается).

Работы Зураба Церетели в Музее современного искусства

Работы Зураба Церетели в Музее современного искусства

Фото: пресс-служба ММОМА

— Вы прошли большую академическую школу. Как считаете, современному художнику это нужно? Многие сегодня вообще не работают в традиционных жанрах.

— Конечно, нужно! Академическая школа — таблица умножения для художника. Это основа, на которой уже надо развивать индивидуальное отношение, показывать свой взгляд. Московская и санкт-петербургская художественные школы сегодня очень сильные. Могу громко сказать, что в Европе и Америке нет такой школы, как у нас. И дети у нас прекрасные, талантливые. Я провожу мастер-классы и вижу, как они красиво мыслят, какая у них хорошая рука. В этом — залог сохранения искусства. А искусство — наше главное достояние. Не нефть, не алюминий, а музейные ценности! И наши художественные институты как раз и существуют, чтобы дать детям направление и помочь сформировать музейное мышление. То есть ставить сложные задачи в творчестве и стремиться, чтобы твое произведение тоже стало когда-нибудь музейной ценностью.

— Многие говорят, что современные дети всё время проводят в гаджетах. Не мешает ли это формированию художника?

— Не знаю как где, но когда они приходят ко мне на мастер-класс — никто никаких телефонов не использует. Причем я их не предупреждаю. Они просто сами их не достают.

— А вы отключаете телефон, когда работаете?

Когда работаю — какой может быть телефон? Чтобы внезапно раздался звонок? Нет! То же самое при общении с людьми. Если ты сидишь, разговариваешь с человеком и вдруг отвлекаешься на телефон — это невоспитанность, некультурность. Нельзя вести двойную игру. И это касается не только телефонов. Надо отдавать себя. Так учили меня мои родители и великие педагоги.

Зураб Церетели в мастерской

Зураб Церетели в мастерской

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

— Вы имеете в виду ваших педагогов в Тбилиси?

— Да. Для меня в этом смысле учителя — мой дядя, художник Георгий Нижарадзе, он был красивый мужчина, всегда аккуратный. Удивительно тонкий, интеллигентный человек. И Шухаев, конечно. Представьте, его отправили в Сибирь, потом в ссылку на Кавказ, даже запретили вначале жить в Тбилиси. Но потом грузинские художники пошли и отстояли в КГБ возможность для него преподавать в столице республики. И это было счастье для нас.

Жил он очень скромно, но всегда выглядел элегантно. Белая рубашка, начищенные туфли, приятный легкий одеколон... Всё было просто, но сразу видно — высший класс. Это особый талант. В общем, для меня он был примером для подражания, даже внешне. Его благородство, тонкость, доброта — всё это и было школой жизни для нас. Настоящий художник должен не только профессией владеть, но и достойно выглядеть.

— Вернемся к моменту создания Музея современного искусства. Это был 1999 год. Мэр Юрий Лужков сразу поддержал вашу инициативу?

— Сначала для него слишком неожиданным было слово «современный». Была такая фраза: «Что ты придумываешь, что ты фантазируешь?» А потом — очень поддерживал! Он был хорошим человеком, хорошим мэром, хорошим другом.

— Недавно Лужкова не стало. Не планируете ли создать памятник ему? Может, у вас даже есть конкретная идея?

Еще при жизни Юрия Михайловича я создал два его образа. Я сознательно не называл их памятниками, они не были созданы по соответствующим законам жанра. На одном он в образе дворника — приводит в порядок город, а на другом — мэр-спортсмен. А теперь еще один образ хочу создать, уже как проект памятника. Сейчас разные идеи в голове.

Юрий Лужков вручает Зурабу Церетели медаль в честь 850-летия Москвы

Юрий Лужков вручает Зурабу Церетели медаль в честь 850-летия Москвы, 1997 год

Фото: ТАСС/Владимир Яцина

— Как он будет выглядеть и где поставите его?

— Я человек верующий, поэтому заранее не люблю говорить, так нельзя. Когда рассказываешь, еще не сделав, тогда ничего не получается. Могу сказать одно: я сделаю и поставлю памятник Лужкову.

— Работаете ли вы еще над какими-нибудь проектами?

— Да, создаю огромную скульптуру Иисуса Христа. Кроме того, сейчас в Переделкино завершаются работы над трехэтажным музеем: внизу будут произведения живописи, эмали, а на верхнем этаже — пространство для мастер-классов. Там удобнее работать с детьми, потому что через потолок проникает дневной свет. Да и дети в Переделкино прекрасные.

— В декабре во внутреннем дворе Дома прав человека была установлена ваша скульптурная композиция «Справедливость и милосердие». Она изображает сердце, внутри которого — колокола. Символика понятна. Но откуда возник этот образ?

— Идеи рождаются сами собой. Бывает, сплю, вижу сон, другой, просыпаюсь — и начинаю создавать произведение. Если говорить о смысле этой композиции лично для меня, то я изобразил и свой характер: я в искусстве, в каждой своей работе отдаю сердце. А люди, которые оказывают помощь и поддержку, отстаивают права человека, борются за справедливость, тоже отдают сердце. И так и должно быть в любой работе. Это для меня и есть истинный профессионализм.

Колонны памятника «История Грузии»

Колонны памятника «История Грузии» работы Зураба Церетели в Тбилиси

Фото: РИА Новости/Александр Имедашвили

— Недавно вы создали большой скульптурный комплекс в Грузии. Между нашими странами сегодня не всё благополучно. Не чувствовали ли вы каких-то сложностей из-за политической ситуации?

— Нет, не чувствовал. Я художник, не занимаюсь политикой. Не люблю много говорить. Свои идеи раскрываю через искусство. А главная моя идея — жить в мире и согласии, любить Бога и ближнего. Вот такая моя философия жизни, я так шагаю!

— Как думаете, наладятся двусторонние отношения?

— Конечно! У наций есть мудрость. Я верю, всё наладится. Сейчас много россиян, молодежи ездит в Грузию. Это здорово. Через туризм, культуру очень важно вести диалог, развивать дружеские отношения. Много грузин живет и работает в России. Важно, что Россия многонациональна. Каждая нация здесь по-своему рисует, танцует, поет, но вместе они — россияне: одна цельная грандиозная культура в искусстве. Ни у одного государства этого нет. Я обожаю россиян.

Справка «Известий»

Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Автор более 5 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства. С 1997 года — президент Российской академии художеств.

В 1999 году основал Московский музей современного искусства. Народный художник СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР и Государственной премии России. Посол доброй воли ЮНЕСКО.

Читайте также
Прямой эфир