
Не завелось: ГИБДД объяснила проблемы с оформлением машин у дилеров

С начала года в России вступили в силу новые правила регистрации автомобилей. В теории граждане могут воспользоваться услугой по постановке нового автомобиля на учет у дилера. Кроме того, номерные знаки можно получить виртуальные, а реальные изготовить самостоятельно в коммерческой компании. Однако в реальности ни один дилер пока не прошел в ГИБДД процедуру подтверждения требований к специалистам, проводящим осмотр машин в автосалоне. В ГИБДД считают, что дилеры не спешат с оформлением документов для этой услуги, дилеры обвиняют полицейских в несвоевременном информировании их. Подробности нововведений в регистрации машин в мультимедийном пресс-центре МИЦ «Известия» рассказали замглавы ГИБДД России Николай Шеюхин и начальник управления надзорной деятельности ГИБДД Роман Мишуров.
ГИБДД в виртуальной реальности
Новый порядок регистрации автомобилей в МРЭО ГИБДД был введен федеральным законом № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основные нововведения перечислил замглавы ГИБДД России Николай Шеюхин. По его словам, появился запрет на регистрацию авто на лиц, не достигших 16-летнего возраста, из-за отсутствия законодательной возможности привлечь последних к административной ответственности.
Дилеры и заводы-изготовители получили право самостоятельно поставить на учет в ГИБДД автомобили. Код региона теперь прочно увязан с местом постоянной прописки автомобилиста, иными словами, получить по временной регистрации номера региона временного проживания не получится. В связи с этим появилась возможность получения электронного регистрационного знака на автомобиль с последующим самостоятельным изготовлением самой таблички номера в специализированных коммерческих организациях.
Представители собственника, регистрирующие машины в ГИБДД, теперь, помимо доверенности, обязаны будут предоставить и паспорт собственника транспортного средства (не касается покупки новых машин в автосалонах). Это потребовалось в связи со случаями выявления подлога при регистрации транспорта.
Проблему коррозии номерных данных агрегатов автомобиля, а также при возврате после угона авто или после вынесения запрета на регистрационные действия теперь можно решить с помощью дополнительной полицейской маркировки. Это снимает все ограничения по продаже и эксплуатации таких машин. Уточнено, что полис ОСАГО попросят в Госавтоинспекции только в двух случаях: при первичной регистрации и при смене собственников.
«С начала января по настоящий день регистрационными действиями по новым правилам без выдачи самой пластины, но с присвоением виртуального знака у нас воспользовалось более 25 тыс. человек. Они пошли и самостоятельно его изготовили в соответствующих организациях, их реестр размещен на официальном сайте Госавтоинспекции. Буквально на прошлой неделе у нас пошли первые регистрации с маркировкой. В работу включаются заводы-изготовители и испытательные лаборатории, которые имеют право эту маркировку наносить», — рассказал начальник управления надзорной деятельности ГИБДД Роман Мишуров.
Авторынок в хаосе
Несмотря на появившуюся у дилеров возможность оформлять регистрацию автомобилей в ГИБДД без участия собственника, автодилеры пока не могут предложить эту услугу клиенту, сообщил на конференции в «РИА Новости» президент Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Олег Мосеев.
«Нам сказали, что у человека есть 10 дней, если он не зарегистрировал машину. Есть вопросы к сертификации сотрудников. Думаю, что пока клиентам нужно либо самостоятельно получать номера, либо давать доверенность дилеру и по ней получать номера. Надеемся, ситуация кардинально изменится в скором времени. Мы официально обратились к ГИБДД с тем, чтобы они разъяснили ситуацию. В ближайшее время будет какая-то ясность и станет понятно, в какие сроки клиенты дилерских центров смогут получать номера в автосалонах. Всё, что удобно клиенту, — выгодно дилеру», — сообщил Мосеев.
В свою очередь, начальник управления надзорной деятельности ГИБДД Роман Мишуров заявил, что все «требования к специализированным организациям четко прописаны в законе». По его словам, на одобрении в ГИБДД сейчас находится около 10 заявок от автодилеров, но главная проблема в том, что дилеры не могут предоставить весь набор требуемой документации. А чаще всего не могут документально подтвердить квалификацию сотрудника автосалона, который теперь в коммерческой организации вместо инспектора будет исполнять роль осмотрщика автомобиля.
«Соответственно, всё дилерское сообщество изначально эти требования знало. Мы по линии МВД подготовили приказ по квалификационным требованиям к лицам, которые будут осматривать транспортные средства. Порядка 10 учебных организаций, которые нам известны, эти обучающие программы утвердили и активно готовят и выдают документы гражданам, которые будут осматривать автомобили у дилеров», — рассказал Мишуров.
Фиксированный тариф
Дилерский техник обязан знать все актуальные положения регламента «О колесных транспортных средствах», иметь соответствующие технические навыки, подтвержденные документом автошколы или иного обучающего заведения. У подавляющего большинства дилеров таких документов нет. При этом ФАС четко закрепила тарифы на услуги дилеров: не более 2 тыс. рублей за штамповку комплекта номеров, а за электронную регистрацию в ГИБДД через дилера (выполняется через сайт госуслуг) — не более 500 рублей.
Ранее автодилеры сами предлагали клиентам услугу постановки на учет автомобиля, для этого оформлялась доверенность, и представитель салона сам отправлялся в МРЭО. Стоимость такой услуги начиналась от 3,5 тыс. рублей, либо как опция она включалась в контрактную цену автомобиля.
По словам замглавы ГИБДД России Николая Шеюхина, когда инспекция готовила изменения в правила регистрации, четко выстраивалась позиция, что право дилеров участвовать в регистрации автомобиля — это дополнительная услуга, которую они оказывают автовладельцам.
«Ни для кого не секрет, что достаточно приличных денег стоила эта процедура у дилеров, которую они и навязывали, разные были моменты. У нас, если посмотреть приказ об утверждении юридических лиц в этот перечень, он сделан максимально просто и прозрачно. Минимизированы сроки по принятию решений и оптимизирован пакет документов, которые дилер представляет. Другой вопрос, что, наверное, не всем дилерам теперь интересно за эти деньги оказывать эту услугу. Но предусмотрено, что все документы будут подавать в электронном виде, чтобы минимизировать общение и ускорить процесс. На дилеров даже не распространяется обязанность предоставления паспорта собственника транспортного средства, то есть максимально всё упрощено», — заключил Шеюхин.