Ударят по правам: сервисы такси смогут пробивать водителей по базе ГИБДД
МВД даст агрегаторам такси возможность в онлайн-режиме выявлять водителей, лишенных прав. Сейчас прорабатывается создание такого сервиса, сообщили «Известиям» в пресс-центре ведомства. Им также смогут воспользоваться компании, предоставляющие услуги каршеринга. Не исключено, что такие проверки в перспективе станут обязательными и массовыми. Ранее с идеей по созданию сервиса выступили агрегаторы, у которых нет возможности оперативно пробить водительские удостоверения у большей части шоферов. Новая услуга позволит убрать с дорог злостных нарушителей ПДД, но не избавит от мигрантов с поддельными правами, отмечают участники рынка. Эксперты также предупреждают о риске утечки личных данных.
В ожидании загрузки
МВД прорабатывает идею о создании механизма для массовой проверки статуса водительских удостоверений таксистов в режиме реального времени, следует из ответа ведомства «Известиям». В министерстве отметили, что с 2014 года на сайте Госавтоинспекции действует сервис, с помощью которого можно в онлайн-режиме выгрузить сведения о выдаче конкретного водительского удостоверения по его номеру. Он позволяет не только подтвердить подлинность документа, но и получить сведения о судебных решениях в части лишения владельца права управлять транспортным средством, пояснили в МВД.
В министерстве уточнили, что техническое решение, которое обеспечит проведение автоматизированных проверок значительного количества водительских удостоверений на регулярной основе, пока отсутствует. Но его создание в ведомстве сочли целесообразным. Сейчас МВД прорабатывает возможность создания условий для таких «пакетных» проверок, добавили в пресс-центре, не уточнив сроков появления сервиса. Не исключено, что в перспективе власти обяжут таксомоторные, а также каршеринговые компании проводить такие ревизии, следует из ответа МВД.
В августе 2019 года крупнейшие агрегаторы — «Яндекс.Такси», «Везет», «Максим», «Ситимобил» — просили власти обеспечить возможность проверки водителей по государственным базам данных, в том числе важно выяснить, не лишен ли человек водительских прав.
Рынок агрегаторов такси продолжает быстро расти: по данным Discovery Research, в прошлом году в денежном выражении он увеличился вдвое относительно 2017-го — до 290,5 млрд рублей.
Темное настоящее
В компании «Максим» отметили, что сейчас у агрегаторов зачастую нет возможности убедиться в подлинности удостоверений. Лишая водителя прав, государство аннулирует документ, но не изымает его. Есть вероятность, что перевозчик предъявит уже недействительное удостоверение, пояснили в пресс-службе агрегатора.
Согласно данным ГИБДД, в 2017 году по ч. 2 ст. 12.7 КоАП («Управление транспортным средством водителем, лишенным прав») было составлено более 73 тыс. протоколов, в прошлом году — 68,4 тыс., за девять месяцев 2019-го — 58,3 тыс.
Нынешний сервис Госавтоинспекции можно использовать в единичных случаях, говорят в компании «Максим». Чтобы провести массовую проверку, потребуется ежедневно вручную вводить данные сотен тысяч водителей, а это физически невозможно, пояснил представитель сервиса.
В пресс-службе «Яндекс.Такси» сказали, что программа должна позволять автоматически формировать запрос и интерпретировать ответ — «допущен к заказам» или «не допущен».
В Gett и «Везет» полагают, что для массовой проверки водительских удостоверений придется обеспечить возможность передачи данных по открытому протоколу API. В этом случае процедура будет похожа на получение справки в госучреждении по паспорту, пояснил «Известиям» представитель компании «Доктор Веб» Максим Якушев. Вместо человека к серверу будет обращаться компьютерная программа агрегатора со своим уникальным идентификатором. Сервис проверит список, предоставленный ПО, и выдаст ответ.
Представитель МВД подтвердил «Известиям», что создание интерфейса API прорабатывается. Он позволит подключать приложения юрлиц и ИП, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа автотранспортом (включая такси), а также предоставляющих гражданам услуги по аренде автомобилей (каршеринг).
Иностранцы вне контроля
Максим Якушев добавил, что утечка сведений о водительских удостоверениях через интернет в этом случае вряд ли возможна, но нечистоплотные сотрудники могут скопировать базу или ее часть и продать третьим лицам.
Возможность оперативно проверять, не лишен ли сотрудник водительских прав, требуется также таксопаркам, сказал «Известиям» председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Но более правильный вариант — изымать само водительское удостоверение после лишения права управления ТС, добавил он.
Глава Gett в России Максим Жаворонков при этом подчеркнул, что даже после внедрения системы проверки удостоверений в России останется открытым вопрос с проверкой иностранцев. Ранее член Общественной палаты РФ Елена Сутормина говорила «Известиям», что в Москве более 60% таксистов –– приезжие из стран ближнего зарубежья. Они покупают права, но ПДД не знают, поэтому контроль просто необходим, подчеркивала она. Глава центра компетенций Общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус утверждал, что липовое водительское удостоверение любой страны СНГ можно купить в Москве за 20 тыс. рублей.