Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Большой театр превратился в Тмутаракань, Metallica спела Цоя перед 70 тыс. фанатов, Эрмитаж и Пушкинский музей обменялись коллекциями импрессионистов, а «Джокер» взорвал мировой прокат. «Известия» вспоминают главные культурные впечатления 2019 года.

Спектакли

«Бег», МХТ им. Чехова

Московский художественный театр исправил ошибку 90-летней давности. Пьеса «Бег», представленная Реперткому Михаилом Булгаковым в 1928 году и отвергнутая как «апология белогвардейщины», наконец-то появилась на прославленной сцене. Максим Горький, слышавший произведение в авторской читке, назвал его превосходнейшей комедией и предсказал «анафемский успех». В первой половине своего высказывания классик был абсолютно прав. «Бег» — действительно комедия. Фантасмагорическая, мистическая. В крымских сценах — черная, абсурдистская. Заслуга Сергея Женовача с командой в том, что они вернули пьесе ее первозданный смысл и аналогично жестко, хлестко, без лишних сантиментов сыграли.

Что до анафемского успеха, предсказанного «Бегу» Горьким, то его нет и не будет. Зритель любит спектакли теплые, душевные, компанейские, с домом и семейными ценностями. Идентифицировать себя с тотальным неуютом и разобщенностью, как бы актуально ни выглядел посыл («Мы все бежим не в силах остановиться»), мало кто согласится. Потому как во все времена милее кремовые шторы и зеленый абажур.

Сказка о царе Салтане
Фото: пресс-служба Большого театра

«Сказка о царе Салтане», Большой театр

Людей-шмелей и трехглавых витязей, город Леденец и град Тмутаракань, лепные короны и двигающиеся колонны — все эти диковинки отныне можно увидеть на Новой сцене Большого театра. Новый «Салтан» без всякого преувеличения ошеломляет. В первую очередь продуманным традиционализмом. Поставить честную сказку, где всё, за редким исключением, как у Пушкина, по нынешним режиссерским нормам поступок чрезвычайный. Не сделать Салтана генсеком, Гвидона — мафиози, Милитрису — бездомной, Царевну Лебедь — девушкой легкого поведения, богатырей — спецназовцами, на это надо осмелиться. Публика, уже испорченная постановочными вывертами, может и заскучать. К счастью, режиссер Алексей Франдетти оказался не робкого десятка. Выдержал сказочный сюжет от начала до конца — и народу в зале не убавилось. Смеялись, сопереживали, аплодировали ровно там, где предусмотрел это композитор Римский-Корсаков.

Вечер одноактных балетов «Баланчин. Килиан. Кайдановский»
Фото: МАМТ/Карина Житкова

Вечер одноактных балетов «Баланчин. Килиан. Кайдановский», Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (МАМТ)

Особый интерес у публики вызывала «Пижамная вечеринка» Кайдановского, прибереженная на финал программы. Во-первых, спектакль пребывает в статусе мировой премьеры. Во-вторых, автор — наш, российский. В-третьих, Андрей Кайдановский, можно сказать, взращен в театре на Большой Дмитровке. Два года назад в проекте «Точка пересечения» он показал спектакль-гротеск «Чай или кофе?» и был объявлен надеждой отечественной хореографии. Работа на основной сцене этот аванс оправдала.

Ну, а «Кончерто барокко» — второе обращение труппы к творчеству Джорджа Баланчина — подтвердило, что секретов в балетном мире становится всё меньше. При хорошей базовой (читай: классической) подготовке, грамотном подходе и соответствующем желании можно перенять любой авторский стиль. Считать это интеграцией в мировой художественный процесс или потерей собственного лица — другой вопрос.

Концерты

Михаил Плетнев

Михаил Плетнев

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Сольные концерты Михаила Плетнева

Худрук и главный дирижер Российского национального оркестра Михаил Плетнев крайне редко выступает в своем первоначальном пианистическом амплуа, тем более сольно. Поэтому каждый такой случай становится событием. После почти что годовой паузы народный артист расщедрился сразу на три клавирабенда: два прошли в Филармонии-2, третий — в Новой Третьяковке в рамках «Т Фестиваля». Предполагалось, что программа будет везде одинаковой: сонаты Моцарта (№ 4 и № 10) и Бетховена (опусы 110 и 111). Однако в последний момент маэстро решил исполнить в музее совсем иной набор произведений: сонаты Шуберта (опусы 162 и 120) и «Времена года» Чайковского. Выиграли те зрители, которые смогли побывать на всех вечерах, поскольку Плетнев в равной степени оригинален в интерпретациях как классического, так и романтического репертуара. Практически любые музыкальные образы в его исполнении будто проступают сквозь легкую дымку грусти, светлой печали по потерянному раю.

Билли Айлиш

Билли Айлиш

Фото: Global Look Press/Daniel DeSlover/AdMedia

Первое российское выступление Билли Айлиш

Американская поп-звезда Билли Айлиш стала одной из главных сенсаций года. Количество просмотров ее клипа Bad Guy уже приближается к миллиарду, а билеты на живые выступления раскупаются мгновенно. Не стала исключением и Россия: желающих попасть на первый московский концерт 17-летней девочки было столько, что организаторам даже пришлось менять площадку на более вместительную. В итоге в столице шоу прошло на стадионе «Мегаспорт», и, как на Западе, самым впечатляющим был не вокал Билли (точнее, полушепот), а групповое пение фанатов: 14 тыс. человек скандировали все песни наизусть. Мало кто из артистов может похвастать чем-то подобным. Остается только сожалеть, что в программе тура Билли Айлиш 2020 года российских городов пока не значится.

Джон Элиот Гардинер

Джон Элиот Гардинер

Фото: Global Look Press/imago stock&people

Концерт Джона Элиота Гардинера в «Зарядье»

Только за последние пару лет Москву посетили Уильям Кристи, Тон Коопман, Филипп Херревеге и многие другие интерпретаторы старинной музыки. Гардинер был, пожалуй, последним из великих аутентистов, кто еще не добрался до нашей страны. В 2019 году это недоразумение было исправлено. Обладатель двух Grammy дал концерт в зале «Зарядье». Хор Монтеверди и «Английские барочные солисты» под управлением мэтра исполнили религиозные произведения XVII–XVIII веков, и реакция зала показала: о пресыщенности отечественных меломанов старинной музыкой пока говорить не приходится и визит этот был действительно долгожданным.

Показательно, что для знакомства с российской публикой мэтр выбрал отнюдь не хитовый репертуар: в первом отделении прозвучали Месса Клаудио Монтеверди и оратория «Иеффай» Кариссими, а после антракта музыканты исполнили два духовных хора Генри Пёрселла и Stabat Mater, но не Перголези, а Доменико Скарлатти.

Metallica

Metallica

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Концерт Metallica в «Лужниках»

Самым масштабным концертом года стало выступление Metallica на большой спортивной арене «Лужники» в рамках мирового тура WorldWired. Несмотря на то что авторы Nothing Else Matters и Enter Sandman приезжают в нашу страну с завидной регулярностью (их предыдущее шоу состоялось в 2015-м, а впервые они побывали в России в 1991-м), послушать американскую рок-группу собралось 70 тыс. человек. Впрочем, артисты тоже подготовились основательно: оборудование привезли на 59 грузовиках, поэтому визуальная составляющая была не менее впечатляющей, чем звуковая. Музыканты играли на фоне огромных экранов, дополненных фирменными «молниями». Но главной сенсацией стало исполнение Джеймсом Хэтфилдом со товарищи песни Виктора Цоя «Группа крови».

Выставки

Ретроспектива Ильи Репина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Ретроспектива Ильи Репина

Взглянуть на Репина по-новому предложила Третьяковская галерея. Крупнейшая ретроспектива художника, заполнившая два этажа здания на Крымском Валу, собрала более 600 тыс. зрителей. Кураторы попробовали очистить восприятие творчества художника от советских штампов, но не стали навязывать новых. Поэтому Репин здесь очень разный. Богемный портретист — в целой галерее изображений писателей, дирижеров, актеров; прилежный ученик — в академически безупречной дипломной работе «Воскрешение дочери Иаира» и серии небольших французских пейзажей, написанных под впечатлением от импрессионистов; бунтарь — в религиозных и «народнических» полотнах; государственник — в огромном «Торжественном заседании Государственного совета», приехавшем из Русского музея. Туда же выставка отправилась вслед за Москвой, хотя и в измененном виде.

Щукин. Биография коллекции
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Выставки коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова

Знаменитые собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова, разделенные между ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитажем, воссоединились — пусть лишь на время. Летом в Москве открылась выставка «Щукин. Биография коллекции», а в это же время в Петербурге демонстрировалась экспозиция «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы». В Москву, в частности, отправился «Танец» Матисса (и это последняя гастроль великого полотна), а в Петербург — «Девочка на шаре» Пикассо.

Московская выставка получилась масштабнее: она заняла весь второй этаж основного здания ГМИИ. В восьми залах разместилось более 450 произведений. В Северной столице показали 140 работ. Но главное — обе выставки создают яркое представление и о коллекционерах, и об их принципах собирательства. Щукин действовал как гениальный инвестор: даже если картина ему не нравилась, но интуиция подсказывала, что за этим будущее, он покупал. Шел не за своим вкусом, а за чутьем. Морозов же явно выбирал то, что ему действительно было по душе и радовало глаз.

Столь же разным оказался и подход музеев к экспонированию. На Волхонке зритель попадал в пространство, организованное почти театрально. Свет, драматургия, «реквизит» (в частности, архивные документы семьи коллекционера) существенно влияли на восприятие самих полотен. На Дворцовой площади предпочли более консервативный подход: оформление выставки почти не отличалось от постоянной экспозиции, никакой специфической архитектуры и броского дизайна здесь не было.

«Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры»

Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры

Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Софья Сандурская

Третьяковка решила нестандартным образом рассказать зрителям об истории русского авангарда. К 100-летию первого в мире государственного центра современного искусства — московского Музея живописной культуры (МЖК) — в здании на Крымском Валу максимально точно воссоздали по сохранившимся фотографиям его экспозицию. Первым руководителем МЖК был Василий Кандинский, поэтому предпринятая реконструкция стала в какой-то мере и отражением кураторских идей великого абстракциониста и его соратников.

Зрители всё еще могут увидеть (выставка продлится до 23 февраля), как в первые послереволюционные годы демонстрировались «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Скрипка» Любови Поповой, «Павлин под ярким солнцем» Наталии Гончаровой, «Отдыхающий солдат» Михаила Ларионова, картины самого Кандинского и другие знаковые произведения авангарда. К тому же такой концентрации искусства этого периода мы уже давно не встречали.

Фильмы

Король Лев
Фото: WDSSPR

«Король Лев», реж. Джон Фавро

Самым кассовым фильмом года в России стал «Король Лев», со сборами в 2,6 млрд рублей легко запрыгнувший на третью строчку рейтинга за всю историю нашего проката. Это покадровый ремейк диснеевского мультфильма 1994 года, который успешно притворяется игровым кино, а на деле полностью снят с использованием новейших компьютерных технологий. Студии не впервой переснимать свою классику, но такого безоговорочного успеха добился только «Король Лев». Почему? За все прошедшие годы история не устарела ни разу, а благодаря гиперреалистичной картинке смогла покорить и юного зрителя, искушенного в спецэффектах. И, надо признаться, даже если знать оригинал наизусть, дотошный реализм всё равно покоряет и завораживает. Хотя бы ненадолго.

Джокер
Фото: Каро-Премьер

«Джокер», реж. Тодд Филлипс

Своеобразный рекорд поставил и «Джокер» с Хоакином Фениксом. Самый мрачный комикс в истории стал и самым кассовым фильмом со взрослым рейтингом в нашем прокате — его российский бокс-офис составил 1,8 млрд рублей. Мрачная история становления заклятого врага Бэтмена успела влюбить в себя многих зрителей по всему миру и стольких же разозлить. Кого-то смущает чрезмерная жестокость и романтизация злодея, кто-то, наоборот, приветствует усложнение жанра комикса. Так или иначе, «Джокер» стал одним из самых резонансных событий года, чье эхо слышится далеко за пределами мира кино. Кроме отличной мировой кассы, у фильма также главный приз Венеции (первый для комикса!) и хорошие перспективы на грядущей премии «Оскар».

Дылда
Фото: Пионер

«Дылда», реж. Кантемир Балагов

Этот год был богат на интересные авторские новинки («Верность» Нигины Сайфуллаевой, «Бык» Бориса Акопова и другие), на фоне которых особо выделяется визуально изобретательная драма ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова, рассказывающая о дружбе двух женщин в послевоенном Ленинграде. У фильма сложилась отличная фестивальная судьба, которая стартовала с двух каннских призов. Кроме того, в этом году именно «Дылда» отправилась представлять Россию на «Оскаре» и уже дошла до шорт-листа. Попадет ли она в пятерку номинантов, станет известно 13 января. Кроме «Дылды», в номинацию могут пробраться также мультфильм «Он не может жить без космоса» Константина Бронзита и снятая в экспериментальном формате 96 кадров в секунду документальная картина «Акварель» Виктора Косаковского.

Книги

«Убийство командора», Харуки Мураками

Новый роман от самого популярного японского писателя пришлось ждать четыре года. И ждали не зря — Мураками написал одну из лучших своих книг за последнее время. По форме это расслабленный детектив с элементами фэнтези, а по сути — погружение в сознание писателя, зашифрованный трактат о том, что такое творческий процесс. Главный герой книги — преуспевающий художник, который потратил годы на ремесло ради денег, но в разгар личной драмы решил заняться чистым искусством. Он селится в глуши в пустующем доме друга, однако о покое может лишь мечтать. Вокруг начинает твориться какая-то чертовщина, в приятели набивается странный сосед-богач, а главное — на чердаке обнаруживается картина бывшего хозяина дома, где Дон Жуан убивает командора. И этот шедевр явно скрывает какую-то тайну.

«Инкал», Алехандро Ходоровски, Мёбиус

Как ни странно, одной из самых интересных книжных новинок сезона стал комикс, однако не про супергероев и даже не американский. «Инкал» — это классика европейской школы комиксов, созданная воображением писателя (а также режиссера, актера, мистика) Алехандро Ходоровски и художника Жана Жиро «Мёбиуса». По жанру — космическая одиссея с рейтингом 18+ в диком мире будущего, где феодальные порядки соседствуют с новейшими технологиями и разнообразием инопланетных миров. Цикл во многом основан на так и не снятой экранизации «Дюны» Ходоровски и Мёбиуса, которая, даже оставшись на уровне эскизов и раскадровок, повлияла на мировое кино в диапазоне от «Звездных войн» до «Терминатора». К слову, в этом году по той же вселенной Ходоровски вышли книги «Метабароны» и «Метабарон», а на январь запланирован выход первого тома «Техносвященников».

«Венедикт Ерофеев: посторонний», Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский

Победителем «Большой книги» в этом году неожиданно стал не роман, а книга в жанре нон-фикшн. А именно — биография знаменитого автора поэмы «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева. Ранее сам факт появления подобного текста казался фантастикой — уж слишком много мифов скопилось вокруг этой фигуры, причем многие из них были пущены в оборот им самим. Но авторов, похоже, трудности не пугают. Этот дотошный, полный удивительных подробностей и интересных историй текст основан на десятках (если не сотнях) интервью, взятых у друзей, коллег и просто знакомых писателя. Образ Ерофеева стал четче, но магии, обаяния и фирменного безумия ни в коей мере не растерял. Кроме собственно биографии, том содержит и скрупулезный филологический разбор главного ерофеевского произведения. Эта книга сама по себе представляет собой внушительный фолиант, но авторский коллектив решил не останавливаться на достигнутом и на основе новых свидетельств уже готовит расширенное издание.

Читайте также
Прямой эфир