Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Главный штаб красоты: собрание Морозовых разместилось в Эрмитаже

В Петербурге впервые показали объединенную коллекцию импрессионистов и модернистов
0
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Эрмитаж ответил на московский блокбастер — выставку коллекции Сергея Щукина в Пушкинском музее — «парным» проектом: экспозицией произведений из собрания братьев Морозовых. В 13 залах Главного штаба демонстрируются почти все картины, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым, после революции попавшие в Музей нового западного искусства, а в 1948 году разделенные между двумя столицами. И если «щукинские» вещи ранее уже соединялись в Париже, то «морозовские» в таком составе выставлены впервые.

Экспозиции ГМИИ и Эрмитажа — даром что формировались параллельно и в тесном диалоге — совершенно разные по подходу. На Волхонке зритель попадает в пространство, организованное почти театрально. Свет, драматургия, «реквизит» (в частности, архивные документы семьи коллекционера) существенно влияют на восприятие самих полотен. В Петербурге предпочли более консервативный подход: оформление выставки почти не отличается от постоянной экспозиции, никакой специфической архитектуры и броского дизайна здесь нет.

Единственное исключение — Музыкальный салон Морозова, комната с огромными мифологическими панно Мориса Дени и голубыми диванами ар-деко. Но здесь цель была историческая: воссоздать оригинальный интерьер особняка на Пречистенке, поскольку свои работы Дени создавал под конкретное помещение. Сладчайшие, переливающиеся оттенками розового, голубого и зеленого композиции, радующие глаз природными орнаментами и эстетским эротизмом — квинтэссенция модерна, «новое рококо». И соответствующее окружение — мебель, вазы — необходимы, чтобы прочувствовать это в полной мере.

Что же касается остальных экспонатов выставки — кураторы, кажется, сознательно решили ничем не отвлекать зрителя от их созерцания. И, пожалуй, это правильно: любой «комментарий» был бы лишним. Сам набор работ (в общей сложности их 140 плюс два портрета Ивана Морозова кисти Валентина Серова из Третьяковки) красноречиво рассказывает и о коллекционере, и о его подходе. А он был иным, чем у Сергея Щукина.

Грубо говоря, Щукин действовал как гениальный инвестор: даже если картина ему не нравилась, но интуиция подсказывала, что за этим будущее, он покупал. Шел не за своим вкусом, а за чутьем. Морозов же явно выбирал то, что ему действительно было по душе и радовало глаз. Потому коллекция Морозова — более «декоративна». Здесь меньше эксперимента и больше явной, сразу воспринимаемой красоты. Например, два больших квадратных пейзажа Клода Моне, написанные в 1876 году в Монжероне, и «Море в Сент-Мари» Ван Гога (1888) — не столь новаторские вещи, как у тех же художников в коллекции Щукина, но от них «не можно глаз отвесть». Или ошеломительно прекрасное «Купание на Сене» Ренуара — легкий привкус салонности ничуть не портит эту великую картину.

«Я считаю, что картина должна быть приятной и красивой, да, красивой… В жизни и так достаточно противных вещей, чтобы мы увеличивали их число» — говорил Ренуар, и Морозов, кажется, мог бы подписаться под этими словами. Даже Сезанн у него — не столько революционер и предвестник кубизма, сколько удивительный колорист: два речных пейзажа и изображение сосны гипнотизируют переливами зеленого.

Кстати, панорама горы Святой Виктории есть и в коллекции Морозова, но — более традиционная, чем у Щукина. А в общей сложности Сезаннов сейчас больше в Эрмитаже, чем в ГМИИ: 13 против восьми. Здесь же «Марокканский триптих» Матисса и впервые воссоединившиеся два портрета Жанны Самари кисти Ренуара. Из Москвы приехала и легендарная «Девочка на шаре» Пикассо.

Интересно, что помимо этих икон французской живописи в собрании Морозова было немало работ художников второго и третьего рядов. Луи Вальта, Пьер Лапрад, Жорж Руо, Жорж Дюпюи... И Эрмитаж уделяет им не меньше внимания, чем гениям. Но смотришь на эти картины и понимаешь: не зря. По художественному уровню они не слабее — и это лишнее свидетельство прекрасного вкуса Морозова. Его интересовало не имя автора, а конкретная вещь. Хотя порой этот метод позволял найти как раз гения. Например, одно из немногих нефранцузских полотен на выставке — «Девушки на мосту» Эдварда Мунка.

После Петербурга коллекцию Морозова увидят в Париже, а затем — и в Москве. Собрание Щукина же приедет в Северную столицу. Этот обмен завершит грандиозный выставочный цикл, устроенный двумя российскими музеями. И хотя в итоге картины вернутся в места постоянного хранения, имена великих коллекционеров, благодаря которым у нас всё это есть, вряд ли забудут и в России, и во Франции.

Читайте также
Прямой эфир