Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России со 2 по 4 декабря прошла полустихийная забастовка таксистов. В соцсетях и мессенджерах таксисты договаривались о бойкотировании агрегаторов, которые, по их мнению, берут непомерно высокий процент за услуги подключения, кроме того, таксисты требовали повышения тарифа. В профсоюзе такси предупреждают, что стихийные забастовки продолжатся. Рынок такси губит тотальная бесконтрольность и засилье мигрантов, готовых работать за мизерные деньги, отмечают профсоюзные лидеры и правозащитники. Это приводит к тому, что качество услуги падает, а аварийность такси растет с каждым днем. Ситуацию должен изменить законопроект, который уточнит ответственность агрегаторов. В возникшей проблеме разбирались «Известия».

Штрейкбрехеру кирпич

О начале забастовки в первых числах декабря таксисты стали оповещать друг друга в мессенджерах. Группы с названием «Бойкот 2019», «Забастовка», «Яндекс Бойкот» и прочие появились в Telegram и WatsApp. Суть требований сформулирована довольно однозначно: повышение тарифов за перевозку и снижение комиссии агрегаторов. Разборки активистов со штрейкбрехерами доходили до открытых конфликтов: таксистов, работающих в дни бойкота, вызывали под видом клиента по адресам с тупиковыми улицами, затем блокировали автомобили и проводили «разъяснительные беседы». Просто ложные заказы массово поступали таксистам Подмосковья и в ряде других регионов.

Машина одного из протестующих таксистов

Машина одного из протестующих таксистов

Фото: Metro/Василий Кузьмичёнок

3 декабря на своеобразный одиночный пикет на парковке возле Манежной площади вышел таксист Алексей Владимиров. Забаррикадировавшись в автомобиле Kia Rio с желтой ливреей такси, в окнах он вывесил самодельные плакаты: «Голодовка», «Я против беспредела агрегаторов такси». Позже Владимиров был задержан. Помимо открытых акций, таксисты клеят на автомобили стикеры «Брат за брата» с изображением двух скрещенных в рукопожатии рук.

В межрегиональном профсоюзе работников общественного транспорта «Таксист» сообщили, что, по их наблюдениям, пока забастовка вышла неорганизованной, но в ближайшее время такие забастовки будут повторяться.

Бойкот
Фото: соцсети

«Забастовка носит хаотичный характер, пока толком никто не может понять, кто и как бастует. Есть инициативные группы, но, по информации агрегаторов, насколько я знаю, у них никаких проблем нет. Но нам возмущение людей совершенно понятно: низкие заработки, отсутствие законодательства и высокие проценты агрегаторов, которые на сегодняшний день забирают у таксистов от 25% до 35% с заказа. Агрегатор, по сути, зарабатывает в месяц с водителя столько же, сколько зарабатывает сам водитель, — это неправильно. Проблема именно в этом — в безответственности агрегаторов», — рассказал «Известиям» председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков.

Чего добились

В компании «Яндекс.Такси» сообщили «Известиям», что водительские объединения не обращались к представителям сервиса, а сама акция никак не сказалась на работе сервиса.

«По динамике заказов и по числу водителей, которые ежедневно выходят на линию, сервис работает в штатном режиме. Спрос на такси, как всегда в декабре, растет. Как и каждый год это связано с тем, что с наступлением холодов и первым снегом люди чаще заказывают поездки. Высокий спрос вызывает и приток водителей — сейчас их на линии в среднем по стране на 5–10% больше, чем неделю назад», — рассказала «Известиям» пресс-секретарь «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова.

Такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Сами таксисты по-разному оценивают результаты акции. С одной стороны, в мессенджерах появилась информация якобы о появлении бонусов от агрегаторов за работу в этот период, что некоторые восприняли как символическую победу, с другой стороны, сами таксисты говорят о об отсутствии организованности.

«Нужно понимать, в каком контексте наши вопросы сдвинутся с места. Они сдвинутся только тогда, когда это будет интересно власти. А власти это интересно будет, когда будет хоть какое-то здравое зерно. Этот рынок власть толком не регулирует. Нужен новый закон о такси — да. Тарифы тогда повысятся? Я думаю, да. Но и обратная сторона медали — повысятся и требования к водителям. Высказал лишь свое мнение», — написал в главном канале акции «Бойкот 2019» пользователь с ником Angry Panda.

Работа на износ

По словам профсоюзного активиста Попкова, в Москве сейчас средний заработок таксиста чистыми составляет в среднем 50 тыс. рублей при условии работы минимум 14 часов в сутки, в регионах доходы таксистов существенно ниже при тех же нагрузках. В ближайшее время в Госдуме будет проходить слушание законопроекта о такси, где найдут отражение нормы об ответственности агрегаторов за работу таксистов, обязанности уполномоченного органа следить за агрегаторами, вести их реестр. В профсоюзе возлагают большие надежды на этот законопроект.

«Сейчас комиссия агрегатора такси начинается от 25%, еще 5–6% берет компания, подключающая таксиста к агрегаторам, или индивидуальный предприниматель, сдающий машины в аренду. При этом таксист несет все текущие расходы, начиная от аренды, мойки и ремонта и заканчивая ущербом от ДТП, ГСМ и прочее. Агрегатор от всего этого дистанцируется и получает только прибыль. Чтобы было понятно, я сейчас сам работаю таксистом по тарифу «Эконом»: в час у меня в среднем получается зарабатывать 162 рубля, для сравнения, в «Макдоналдсе» оплата за час составляет 200 рублей», — рассказал «Известиям» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Правозащитник отмечает, что сейчас в такси работает очень много иностранных граждан из стран бывшего СССР. Они готовы к ненормированному труду за небольшие деньги. В то же время, по оценкам Попкова из профсоюза «Таксист», аварийность автомобилей с шашечками в Москве за 2019 год выросла едва ли не вдвое.

«На самом деле средняя заработная плата человека в Средней Азии в пересчете составляет около 10 тыс. рублей, поэтому для мигрантов работа в такси в России за 30–40 тыс. рублей вполне приемлема. Но достигается это за счет низких условий труда, условий, в которых мигранты живут и работают. Граждане России не могут и не должны с ними конкурировать в этом», — заметил Шкуматов.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир