Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Мир
Пленный ВСУ рассказал об отправке непригодных к службе военных на передовую
Мир
Президент Кубы поблагодарил Путина за понимание проблем кубинцев
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Лори Чавес-Деример на пост министра труда
Мир
В США заявили о попытках помешать связям России и Китая
Общество
Песков сообщил об отсутствии планов по проведению мобилизации в России
Мир
Пушков указал на последствия передачи США ядерного оружия Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над территорией Крыма
Экономика
Правительство временно запретило вывоз отходов и лома драгметаллов из РФ
Мир
Медведев указал на негативные последствия для Европы после отказа от газа из РФ
Общество
Москву накрыл сильный снегопад
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
В Британии пожаловались на невозможность ведения длительной войны в Европе
Армия
Марочко назвал Купянск самой напряженной точкой на карте боевых действий
Здоровье
Россиянам рассказали о признаках возникновения деменции и ее профилактике
Мир
Трамп предложил экс-футболиста Тернера на пост министра жилищного строительства
Общество
Синоптики спрогнозировали сильный снег и до +2 в столице 23 ноября
Армия
Российские военные поразили формирования двух бригад ВСУ в Херсонской области

Вам с «шашечками» ехать: почему рынок такси в Москве интенсивно развивается

Как из одного частного извозчика родилась целая процветающая отрасль
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Желтое такси сегодня в Москве — это один из символов города, его ни с чем не перепутать. Но так было не всегда. Еще пару десятков лет назад традиция такси была в упадке, процветал частный извоз, который мог быть крайне опасен для пассажиров. С чего начинался этот вид транспорта в Москве и к чему пришел сейчас, разбирались «Известия».

Профессия таксиста в Москве — одна из самых противоречивых. Их и любят, и уважают, и ненавидят. Здесь рады водителям разных возрастов, пола и национальностей. Кто-то едва сводит концы с концами, а кто-то умудряется прилично зарабатывать. Московские таксисты, согласно подсчетам Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, в 2019 году зарабатывают в среднем порядка 83 тыс. рублей.

С чего всё начиналось

Сейчас такси — это комфортный, а главное доступный вид транспорта, равноправный участник городской жизни. А началось всё в 1907 году, когда в газете «Голос Москвы» от 5 октября была размещена заметка: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «олдсмобилю» плакат «извозчик, такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливался на углах и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков». Поскольку газета печатала вчерашние новости, то днем рождения московского такси принято считать 4 октября. С тех пор прошло 112 лет.

Извоз на автомобиле за деньги стал популярным и востребованным сразу. В 1909-м появился первый таксопарк — «Товарищество автомобильного передвижения», а уже к 1913 году в Москве насчитывалось 224 такси. Интересно, что автомобили первого таксопарка были выкрашены в красный цвет, а не в уже привычный нам желтый. Однако недолго москвичи имели возможность радоваться новому транспорту. Пришедшие к власти большевики решили, что такси — атрибут буржуазной жизни, доступный не каждому, и упразднили его.

Но уже в эпоху НЭПа этот вид экономической деятельности вернулся, чтобы стать частью жизни города надолго. Постепенно появились таксомоторные парки, фирменные автомобили, диспетчерские и «шашечки». Трудные времена для такси наступили вместе с приватизацией. Официальные автомобили, попав в частные руки, быстро исчезли с улиц города, а на их место пришли частные извозчики на собственных машинах разных марок и в разном состоянии. Ни о какой централизации тогда речи не шло. Довольно долго на рынке такси царили «бомбилы».

Что сейчас представляет рынок такси

Серьезные изменения для такси наступили в 2010 году, когда столичное правительство решило взяться за этот вид транспорта. С 2013 года в Москве начали появляться официальные такси отличительного желтого цвета, а с 1 июля 2018 года уже 100% официального такси в Москве имеют этот цвет. Сейчас официальное московское такси должно быть желтого цвета, иметь шашечки и фонарь оранжевого цвета на крыше. Именно по этим отличительным признакам можно узнать «легальное такси».

На сегодняшний день Москва является одним из самых больших рынков такси в мире. В городе на данный момент действует 125 тыс разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Москве. При этом 50 тыс разрешений выдано в Москве и 75 тыс - в Московской области. В настоящее время таксомоторную деятельность в Москве осуществляют более 1 тыс. юридических лиц и более 8,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. Согласно статистике, в 2019 году такси ежедневно перевозили более 890 тыс. человек, что составляет 324,9 млн пассажиров в год.

Большую роль в росте объемов перевозок сыграло положительное влияние агрегаторов такси. В последние годы этот транспорт стал в первую очередь быстрым — среднее время подачи автомобиля такси в рабочий день составляет около 5 минут, что является одним из лучших показателей в мировых столицах.

Ну а кроме того, такси в Москве экономически доступно. Многие до сих пор помнят, что еще 15–20 лет назад цена на перевозку зачастую была договорная, приходилось торговаться с «бомбилами» и подвергать свою жизнь серьезной опасности, пытаясь поймать машину от бордюра. Сейчас подобного вида извоза почти не бывает, таксисты работают по таксометру согласно официальным тарифам, а пассажир зачастую заранее знает, во сколько ему обойдется поездка. Средний чек за поездку с годами уменьшается. Если в 2014 году он составлял в среднем 700 рублей, то в 2018 году он составил 473 рубля.

За последние несколько лет средний возраст легковых машин такси снизился более чем в 1,5 раза и составляет 2,7 года, что свидетельствует о постоянном обновлении парка автомобилей. Парк такси в Москве — один из самых молодых в Европе.

Что было сделано для развития отрасли

Чтобы побороть рынок нелегального извоза и так называемых бомбил, властям пришлось принять серьезные меры. В первую очередь упростили процедуру выдачи разрешений на осуществление таксомоторной деятельности. Сейчас, чтобы получить право осуществлять перевозки пассажиров в такси, достаточно оформить и подать заявление и в течение 10 дней будет готов ответ.

Кроме того, все автомобили, осуществляющие таксомоторную деятельность, привели к единому виду.

Чтобы получить разрешение, нужно предоставить документы, подтверждающие, что автомобиль имеет желтый цвет кузова. После получения разрешения на боковые поверхности автомобиля наносятся фирменные «шашечки», а на крыше должен присутствовать опознавательный фонарь оранжевого цвета.

Таким образом для пассажиров снижается риск сесть в нелегальное такси.

Более того, за соблюдением этих правил жестко следят и в ходе совместных рейдов Московской административной дорожной инспекции и ГИБДД, в рамках которых выявляют перевозчиков, которые не соблюдают правила оформления автомобиля и салона. За первые 9 месяцев 2019 года на столичных улицах обнаружили 39 199 такси-нарушителей.

Важным шагом в организации таксомоторной деятельности в столице стали определенные преференции и удобства для официальных таксистов, о которых позаботились власти. Особенно ждали постановления, разрешающего официальному такси ехать по выделенной полосе общественного транспорта. Так пассажиры и водители могут сэкономить время и деньги.

Для автомобилей такси в Москве организовываются специальные парковочные места, где таксисты могут бесплатно ожидать пассажиров. Такие места обозначены дорожным знаком «Место стоянки легковых такси». Расположение мест для такси можно посмотреть, в частности, на сайте «Московский транспорт». Таксисты могут бесплатно припарковаться на них, чтобы подождать новый заказ или отдохнуть. Стоянки расположены в наиболее оживленных местах, куда горожане чаще всего вызывают такси. Благодаря парковкам время ожидания машин пассажирами сократилось.

В 2012 году начали выдавать субсидии таксомоторным перевозчикам на обновление автомобильного парка, чтобы по Москве ездило больше «молодых» автомобилей, снижая аварийные риски, и автомобилей приемлемого экологического класса. В Дептрансе отметили, что в 2019 году из бюджета города на субсидию для приобретения автомобилей такси выделено 185,5 млн рублей.

— Эта сумма частично возместит расходы на приобретение около 10 тыс. автомобилей такси. Таким образом за семь лет выдано 900 млн рублей субсидий на приобретение новых автомобилей такси в Москве, — пояснили в ведомстве.

Сфера такси сейчас — одна из самых высокотехнологичных. Созданные частным бизнесом мобильные приложения-агрегаторы упростили вызов такси для клиентов и открыли доступ к этой профессии для многих нынешних таксистов. Диспетчеры, получая вызовы, направляют их только официальным извозчикам. Такой договоренности достигли в 2016 году власти с крупнейшими агрегаторами в этой сфере.

Возрождение московского такси является хорошим примером государственно-частного партнерства и использования технологий «умного» города. За 112 лет московское такси из диковинки превратилось в полноценный вид общественного транспорта, доступный любому жителю или гостю Москвы.

Читайте также
Прямой эфир